Стратегическое положение регионов Северо-Западного федерального округа делает их центром притяжения инвестиций, прежде всего для крупных логистических и транспортных проектов. Инвесторы также активно вкладываются в освоение местных природных богатств. Именно транспорт и добыча полезных ископаемых традиционно выступают драйверами инвестиционной активности в округе.
Когда-то северные земли и конкретно Архангельск были главными логистическими воротами средневековой Руси — именно через этот город-порт осуществлялись основные морские торговые операции со странами Европы. Освоение Балтики несколько снизило значение Поморья, однако теперь, в эпоху глобального потепления, этот глубоководный район может стать одной из опорных точек развития в русской Арктике и важнейшим элементом инфраструктуры перспективнейшей транспортной мегаартерии — Северного морского пути.
Инвесторы давят на газ. Именно транспорт и инфраструктура сегодня являются главными точками притяжения инвестиций в Северо-Западный федеральный округ. Так, крупнейший проект, один из важнейших в масштабах всей страны, — это строительство и развитие объектов порта Усть-Луга. Проект, которому, как считают некоторые историки, 450 лет (о строительстве здесь порта и судостроительных верфей задумывался еще Иван Грозный) и который получил новую жизнь после окончательного размежевания со странами Балтии. Предполагается, что, помимо самого порта и объектов подвоза и перевалки различных грузов, здесь будет построено с нуля порядка ста заводов, работать на которых будет около 20 тыс. специалистов, а сама Усть-Луга станет компактным, но крайне технологичным и современным городом с населением свыше 60 тыс. человек. Ожидается, что к моменту выполнения всех основных инвестиционных проектов — до 2030 года — порт Усть-Луга по обороту морских грузов станет вторым по величине в Европе, уступая только голландскому Роттердаму. Главная стройка индустриального кластера прямо сейчас — строительство комплекса по переработке этансодержащего газа и производству сжиженного природного газа (СПГ). Завод станет самым крупным в России и вторым в мире. Строительство осуществляют ПАО «Газпром» и АО «РусГазДобыча». Оператором проекта стала компания «РусХимАльянс». Проект поддерживается госкорпорацией развития ВЭБ.РФ.
Сырьем для переработки послужит природный газ, добытый из залежей Тамбейского и Тасийского месторождений. Объем перерабатываемого сырья составит 45 млрд куб. метров газа в год.
Еще один мегапроект — терминал Lugaport, который возводит «Новотранс» за 38 млрд рублей. По задумке инвесторов и Минтранспорта РФ новый порт откроет морские ворота российскому экспорту и позволит отказаться от отправки отечественных грузов через Прибалтику и Финляндию. Первую очередь комплекса планируется ввести в эксплуатацию к началу 2023 года, вторую — к началу 2024 года и третью очередь — к концу 2024 года. Общий объем перевалки на терминале составит 24,3 млн тонн в год.
Уйдем на Север. Еще один инфраструктурный мегапроект на территории Северо-Западного федерального округа — строительство незамерзающего порта Индига на берегу Баренцева моря — начнут реализовывать уже в следующем году. Здесь в свое время нашли уникальное место: глубина у берега — до 18 метров, что не требует проведения дополнительных дноуглубительных работ и позволит принимать балкеры и танкеры дедвейтом до 150 тыс. тонн, при этом устье реки Индиги обычно не замерзает. Проект крайне дорогой, отсюда и пробуксовки с его реализацией. Однако, как сообщил глава Коми Владимир Уйба в ходе доклада Госсовету республики, в апреле 2022 года регион заключил соглашение о строительстве глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск — Индига. Первые инвестиции в строительство глубоководного незамерзающего порта Индига — 5 млн долл. США в 2020 году. Общая сумма инвестиций в проект порта может составить более 300 млрд руб. Согласно проекту, который инвестор — компания AEON — обнародовал еще 3 года назад, объем перевалки грузов в Индиге должен составить около 80 млн тонн, а основным целевым рынком будет Северо-Восточная Азия. Предполагалась перевалка коксующегося угля, древесины, удобрений и бумаги.
Еще один инфраструктурный проект в топ-5 рейтинга — железнодорожная магистраль «Северный широтный ход» — также заявлен в Республике Коми. В перспективе Северный широтный ход станет связующим звеном между стратегическими месторождениями и морскими портами, что благотворно скажется на экономике Коми и всего Северо-Запада. Согласно предварительным подсчетам, к 2035 году магистраль обеспечит перевозку более 20 млн тонн груза ежегодно. Согласно подписанному между регионом и ОАО «РЖД» концессионному договору, на территории Коми будет построено более 350 км железнодорожного пути, мосты через реки Обь и Надым.
В апреле проект, который долгое время находился «в столе», реанимировал лично президент Владимир Путин, поручив начать строительство до конца 2022 года. «Что касается российской нефти, газа, угля — мы сможем увеличить их потребление на внутреннем рынке, стимулировать глубокую переработку сырья, а также нарастить поставки энергоресурсов в другие регионы мира — туда, где они действительно нужны, — сообщил Владимир Путин. — Для решения этой задачи используем все имеющиеся возможности, включая развитие транспортных коридоров, в том числе речь идет о железнодорожном Северном широтном ходе».
Достанут из-под земли. Еще одно ключевое направление для инвестиций на Северо-Западе — добыча и переработка полезных ископаемых. Самым дорогим среди отраслевых проектов, согласно данным аналитического центра холдинга «ЕвроМедиа», является разработка пермокарбонатовой залежи Усинского месторождения. Найденное в 60-х и разрабатываемое с конца 70-х гг. прошлого века, Усинское месторождение обладает балансовыми запасами порядка 960 млн тонн. Как рассказали в пресс-службе нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», благодаря вводу новых добывающих скважин, оптимизации технологии пароциклического воздействия и эффективному вовлечению в разработку запасов краевых частей залежи добыча на месторождении стабильно растет. Высокая рентабельность добычи на пермокарбоновой залежи месторождения связана с существующим льготным налогообложением для добычи высоковязкой нефти. Ярегский проект, в свою очередь, стал уникальным опытом для российских нефтяников сразу по нескольким параметрам.
Это единственное месторождение в России, разработка которого ведется одновременно двумя способами: поверхностным и подземным (термошахтным). «ЛУКОЙЛ» наладил промышленную добычу уникальной нефти Ярегского месторождения, компоненты которой востребованы в высокотехнологичных отраслях промышленности. Из уникальной, аномально вязкой нефти Ярегского месторождения производят химическую продукцию для космической индустрии, фармацевтики, дорожного строительства, ее используют при производстве арктического топлива. В оба нефтяных проекта «ЛУКОЙЛ» планирует вложить более 700 млрд руб.
20 крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых в СЗФО
Место | Название проекта | Регион | Объем инвестиций (млрд руб.) |
1 | Развитие порта Усть-Луга | Ленинградская область | 630 |
2 | Разработка пермокарбоновой залежи Усинского месторождения | Республика Коми | 454,9 |
3 | Строительство глубоководного морского порта Индига | Ненецкий автономный округ | 300 |
4 | Строительство железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» | Республика Коми | 292,3 |
5 | Разработка Ярегского нефтяного месторождения | Республика Коми | 247,7 |
6 | Кластер нефтесервисных производств и центра сервисного обслуживания кораблей и судов, работающих на Северном морском пути в жилрайоне Росляково г. Мурманска на базе АО «82 СРЗ» | Мурманская область | 125,1 |
7 | Строительство общественно-делового комплекса «Лахта-Центр» | Санкт-Петербург | 121 |
8 | Строительство и развитие многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» |
Санкт-Петербург | 78,8 |
9 | Строительство горно-обогатительного комбината на месторождении алмазов им. М.В. Ломоносова |
Архангельская область | 73,4 |
10 | Развитие территории аэропорта Пулково | Санкт-Петербург, Ленинградская область |
70,5 |
11 | Комплекс по перегрузке СПГ в ТОР «Столица Арктики» | Мурманская область | 70 |
12 | Строительство горно-обогатительного комплекса «Усинский-3» в пределах шахтного поля № 3 Усинского месторождения коксующегося угля (ГОК-3) | Республика Коми | 55,7 |
13 | Многофункциональный комплекс «Балтийская Жемчужина» | Санкт-Петербург | 50 |
14 | Проект освоения Восточно-Ламбейшорского нефтяного месторождения | Республика Коми | 47,2 |
15 | Разработка Кыртаельского месторождения | Республика Коми | 39,4 |
16 | Строительство и развитие горнопромышленного кластера на базе Пижемского месторождения титана и стекольных песчаников | Республика Коми | 35 |
17 | Строительство газопровода отвода от МГ «Грязовец — Ленинград» до ГРС «Кириллов», ГРС «Липин Бор», ГРС «Вытегра», ГРС «Пудож» (90 км), межпоселковых газопроводов (135 км) |
Республика Карелия | 22 |
18 | Строительство глубоководного морского торгового порта в г. Беломорске | Республика Карелия | 16,7 |
19 | Строительство и приобретение рыболовных судов | Архангельская область | 16,2 |
20 | Строительство в г. Петрозаводске завода по производству лесозаготовительной техники | Республика Карелия | 16 |
Как мы считали. В рейтинг вошли инвестиционные проекты, реализуемые на территории Северо-Западного федерального округа РФ в настоящее время. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в рублях. Информация для составления рейтинга предоставлена региональными органами исполнительной власти, а также взята со специализированных инвестиционных порталов соответствующих регионов.
Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.