По морям, по волнам

По морям, по волнам

Инфраструктура — главный инвестиционный драйвер Северо-Запада

Стратегическое положение регионов Северо-Западного федерального округа делает их центром притяжения инвестиций, прежде всего для крупных логистических и транспортных проектов. Инвесторы также активно вкладываются в освоение местных природных богатств. Именно транспорт и добыча полезных ископаемых традиционно выступают драйверами инвестиционной активности в округе.

Когда-то северные земли и конкретно Архангельск были главными логистическими воротами средневековой Руси — именно через этот город-порт осуществлялись основные морские торговые операции со странами Европы. Освоение Балтики несколько снизило значение Поморья, однако теперь, в эпоху глобального потепления, этот глубоководный район может стать одной из опорных точек развития в русской Арктике и важнейшим элементом инфраструктуры перспективнейшей транспортной мегаартерии — Северного морского пути.

Инвесторы давят на газ. Именно транспорт и инфраструктура сегодня являются главными точками притяжения инвестиций в Северо-Западный федеральный округ. Так, крупнейший проект, один из важнейших в масштабах всей страны, — это строительство и развитие объектов порта Усть-Луга. Проект, которому, как считают некоторые историки, 450 лет (о строительстве здесь порта и судостроительных верфей задумывался еще Иван Грозный) и который получил новую жизнь после окончательного размежевания со странами Балтии. Предполагается, что, помимо самого порта и объектов подвоза и перевалки различных грузов, здесь будет построено с нуля порядка ста заводов, работать на которых будет около 20 тыс. специалистов, а сама Усть-Луга станет компактным, но крайне технологичным и современным городом с населением свыше 60 тыс. человек. Ожидается, что к моменту выполнения всех основных инвестиционных проектов — до 2030 года — порт Усть-Луга по обороту морских грузов станет вторым по величине в Европе, уступая только голландскому Роттердаму. Главная стройка индустриального кластера прямо сейчас — строительство комплекса по переработке этансодержащего газа и производству сжиженного природного газа (СПГ). Завод станет самым крупным в России и вторым в мире. Строительство осуществляют ПАО «Газпром» и АО «РусГазДобыча». Оператором проекта стала компания «РусХимАльянс». Проект поддерживается госкорпорацией развития ВЭБ.РФ.

Сырьем для переработки послужит природный газ, добытый из залежей Тамбейского и Тасийского месторождений. Объем перерабатываемого сырья составит 45 млрд куб. метров газа в год.

Еще один мегапроект — терминал Lugaport, который возводит «Новотранс» за 38 млрд рублей. По задумке инвесторов и Минтранспорта РФ новый порт откроет морские ворота российскому экспорту и позволит отказаться от отправки отечественных грузов через Прибалтику и Финляндию. Первую очередь комплекса планируется ввести в эксплуатацию к началу 2023 года, вторую — к началу 2024 года и третью очередь — к концу 2024 года. Общий объем перевалки на терминале составит 24,3 млн тонн в год.


Уйдем на Север. Еще один инфраструктурный мегапроект на территории Северо-Западного федерального округа — строительство незамерзающего порта Индига на берегу Баренцева моря — начнут реализовывать уже в следующем году. Здесь в свое время нашли уникальное место: глубина у берега — до 18 метров, что не требует проведения дополнительных дно­углубительных работ и позволит принимать балкеры и танкеры дедвейтом до 150 тыс. тонн, при этом устье реки Индиги обычно не замерзает. Проект крайне дорогой, отсюда и пробуксовки с его реализацией. Однако, как сообщил глава Коми Владимир Уйба в ходе доклада Госсовету республики, в апреле 2022 года регион заключил соглашение о строительстве глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск — Индига. Первые инвестиции в строительство глубоководного незамерзающего порта Индига — 5 млн долл. США в 2020 году. Общая сумма инвестиций в проект порта может составить более 300 млрд руб. Согласно проекту, который инвестор — компания AEON — обнародовал еще 3 года назад, объем перевалки грузов в Индиге должен составить около 80 млн тонн, а основным целевым рынком будет Северо-Восточная Азия. Предполагалась перевалка коксующегося угля, древесины, удобрений и бумаги.

Еще один инфраструктурный проект в топ-5 рейтинга — железнодорожная магистраль «Северный широтный ход» — также заявлен в Республике Коми. В перспективе Северный широтный ход станет связующим звеном между стратегическими месторождениями и морскими портами, что благотворно скажется на экономике Коми и всего Северо-Запада. Согласно предварительным подсчетам, к 2035 году магистраль обеспечит перевозку более 20 млн тонн груза ежегодно. Согласно подписанному между регионом и ОАО «РЖД» концессионному договору, на территории Коми будет построено более 350 км железнодорожного пути, мосты через реки Обь и Надым.

В апреле проект, который долгое время находился «в столе», реанимировал лично президент Владимир Путин, поручив начать строительство до конца 2022 года. «Что касается российской нефти, газа, угля — мы сможем увеличить их потребление на внутреннем рынке, стимулировать глубокую переработку сырья, а также нарастить поставки энергоресурсов в другие регионы мира — туда, где они действительно нужны, — сообщил Владимир Путин. — Для решения этой задачи используем все имеющиеся возможности, включая развитие транспортных коридоров, в том числе речь идет о железнодорожном Северном широтном ходе».

Достанут из-под земли. Еще одно ключевое направление для инвестиций на Северо-Западе — добыча и переработка полезных ископаемых. Самым дорогим среди отраслевых проектов, согласно данным аналитического центра холдинга «ЕвроМедиа», является разработка пермокарбонатовой залежи Усинского месторождения. Найденное в 60-х и разрабатываемое с конца 70-х гг. прошлого века, Усинское месторождение обладает балансовыми запасами порядка 960 млн тонн. Как рассказали в пресс-службе нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», благодаря вводу новых добывающих скважин, оптимизации технологии пароциклического воздействия и эффективному вовлечению в разработку запасов краевых частей залежи добыча на месторождении стабильно растет. Высокая рентабельность добычи на пермокарбоновой залежи месторождения связана с существующим льготным налогообложением для добычи высоковязкой нефти. Ярегский проект, в свою очередь, стал уникальным опытом для российских нефтяников сразу по нескольким параметрам.

Это единственное месторождение в России, разработка которого ведется одновременно двумя способами: поверхностным и подземным (термошахтным). «ЛУКОЙЛ» наладил промышленную добычу уникальной нефти Ярегского месторождения, компоненты которой востребованы в высокотехнологичных отраслях промышленности. Из уникальной, аномально вязкой нефти Ярегского месторождения производят химическую продукцию для космической индустрии, фармацевтики, дорожного строительства, ее используют при производстве арктического топлива. В оба нефтяных проекта «ЛУКОЙЛ» планирует вложить более 700 млрд руб.

20 крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых в СЗФО

Место Название проекта Регион Объем инвестиций (млрд руб.)
1 Развитие порта Усть-Луга Ленинградская область 630
2 Разработка пермокарбоновой залежи Усинского месторождения Республика Коми 454,9
3 Строительство глубоководного морского порта Индига Ненецкий автономный округ 300
4 Строительство железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» Республика Коми 292,3
5 Разработка Ярегского нефтяного месторождения Республика Коми 247,7
6 Кластер нефтесервисных производств и центра сервисного обслуживания кораблей и судов, работающих на Северном морском пути в жилрайоне Росляково г. Мурманска на базе АО «82 СРЗ» Мурманская область 125,1
7 Строительство общественно-делового комплекса «Лахта-Центр» Санкт-Петербург 121
8 Строительство и развитие многофункционального морского
перегрузочного комплекса «Бронка»
Санкт-Петербург 78,8
9 Строительство горно-обогатительного комбината на месторождении
алмазов им. М.В. Ломоносова
Архангельская область 73,4
10 Развитие территории аэропорта Пулково Санкт-Петербург,
Ленинградская область
70,5
11 Комплекс по перегрузке СПГ в ТОР «Столица Арктики» Мурманская область 70
12 Строительство горно-обогатительного комплекса «Усинский-3» в пределах шахтного поля № 3 Усинского месторождения коксующегося угля (ГОК-3) Республика Коми 55,7
13 Многофункциональный комплекс «Балтийская Жемчужина» Санкт-Петербург 50
14 Проект освоения Восточно-Ламбейшорского нефтяного месторождения Республика Коми 47,2
15 Разработка Кыртаельского месторождения Республика Коми 39,4
16 Строительство и развитие горнопромышленного кластера на базе Пижемского месторождения титана и стекольных песчаников Республика Коми 35
17 Строительство газопровода отвода от МГ «Грязовец — Ленинград» до ГРС «Кириллов», ГРС «Липин Бор», ГРС «Вытегра», ГРС «Пудож» (90 км),
межпоселковых газопроводов (135 км)
Республика Карелия 22
18 Строительство глубоководного морского торгового порта в г. Беломорске Республика Карелия 16,7
19 Строительство и приобретение рыболовных судов Архангельская область 16,2
20 Строительство в г. Петрозаводске завода по производству лесозаготовительной техники Республика Карелия 16

Как мы считали. В рейтинг вошли инвестиционные проекты, реализуемые на территории Северо-Западного федерального округа РФ в настоящее время. Основанием для ранжирования послужила сумма инвестиций в рублях. Информация для составления рейтинга предоставлена региональными органами исполнительной власти, а также взята со специализированных инвестиционных порталов соответствующих регионов.

Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.


1euromedia Оперативно о событиях
Агрорусь 2024
Вся власть РФ
Телеграм канал