Северо-Западный федеральный округ по своему экономическому потенциалу является одним из «спящих» отечественных лидеров. Реализация мегапроектов в сфере добычи углеводородов, полезных ископаемых, транспорта и логистики может в корне изменить социально-экономическую картину этого макрорегиона. Однако для этого предстоит решить проблемы модернизации производства, дефицита рабочей силы для высокотехнологических предприятий и обеспечения продовольственной безопасности округа.
Путь из варяг в китайцы. Северная столица и прилегающие районы в последние годы консолидировали у себя все грузопотоки, которые десятилетиями шли на экспорт через прибалтийскские порты. Град Петра и вовсе является крупнейшим промышленным центром России, где сосредоточены ведущие индустриальные гиганты страны и подготовленные производительные силы. Здесь расположены целые кластеры судостроения, автомобилестроения, тяжелой промышленности, энергопрома, металлургии, электроники, ОПК.
Всего же на промышленность СЗФО приходится 23% всей экономики округа. Почти три четверти ее приходится на Санкт-Петербург, Мурманскую и Вологодскую области, Республику Коми.
В структуре промышленности ведущая роль приходится на ТЭК (более 9% всей промышленной продукции), черную металлургию (почти 13%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно- бумажную отрасли (свыше 11%). В округе находится до 19% отечественных запасов алмазов и никеля, более 70% апатитов, почти 78% титана, 45% бокситов.
Изобилие природных ресурсов и географическое положение СЗФО делает его в первую очередь экспортно ориентированным транзитным макрорегионом для перемещения грузов с Востока на Запад и торговли сырьем. В частности, особые надежды связываются с резкой активизацией перевозок по Северному морскому пути, часть которого проходит по территории СЗФО. Если в годы наивысшего подъема в СССР (1986 год) объем грузоперевозок по СМП составлял 6,455 млн тонн, то в прошлом году этот результат был превзойден в разы — 18 млн тонн. А согласно указу президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», через пять лет этот поток вырастет в пять раз (до 80 млн тонн). Предполагается, что в бесперебойном функционировании СМП заинтересован главным образом Китай, перевалка грузов которого в Европу станет гораздо короче, чем южный путь вокруг Евразии. Китайские инвесторы уже осуществили проводку первых своих судов по СМП и сегодня готовы инвестировать в строительство его инфраструктуры.
«На сегодняшний день Северный морской путь является кратчайшим путем между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому интерес к этому арктическому маршруту очевиден. Конечно, данное направление перспективное, его нужно развивать. Здесь необходимо также понимать, что перспективы развития транзитного судоходства по Северному морскому пути напрямую зависят от интереса грузоперевозчиков к использованию данного маршрута при перевозках грузов, наличия востребованной грузовой базы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона для ее транспортировки по СМП», — рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Виталий Осин.
При этом опорную базу СМП к 2035 году должны сформировать в глубоководном районе морского порта Архангельск, строительство которого предусматривается Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года, Стратегией развития морской портовой инфраструктуры РФ до 2030 года, Стратегией социально-экономического развития СЗФО до 2020 года. В настоящее время на всем маршруте СМП работают только два глубоководных порта — Сабетта и Мурманск, что не позволяет перерабатывать заявляемый перспективный грузопоток.
Первый из них (грузооборот 17,4 млн тонн в 2018 году) специализируется по перевалке углеводородов, второй (60,7 млн тонн в 2018 году) — минеральных ресурсов.
Архангельский порт со своим незначительным грузооборотом (2,39 млн тонн в 2018 году) пока не может конкурировать с гигантами, но ожидаемые инвестиции для строительства мультимодального хаба для СМП (до 150 млрд рублей к 2030 году) и согласованная грузовая база в виде 9 млн тонн минеральных удобрений и 10,2 млн тонн нефтегазовых грузов может вывести Архангельск в число основных портовых игроков Арктики.
Морской старт. По объемам добычи нефти СЗФО занимает третье место в России, уступая лишь Приволжскому и Уральскому округам. На территории СЗФО действуют два нефтеперерабатывающих завода — Ухтинский и Киришский. Географически именно на территории СЗФО, в Баренцевом море, находится одно из крупнейших в мире газоконденсатных месторождений — Штокмановское (оценочные запасы категории C1 — 3,94 трлн кубометров природного газа и 56,1 млн тонн газового конденсата, из которых в границах лицензионного участка ПАО «Газпром» расположены 3,8 трлн кубометров газа и 53,4 млн тонн конденсата). Глубины моря на этом участке Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции составляют 320-350 м, так что Правительство РФ предполагало осваивать месторождение при участии ведущих зарубежных игроков с использованием их технологий глубинного бурения (речь шла о привлечении французской Total, норвежской StatoilGydro, американских Chevron и ConocoPhillips).
По предварительным планам «Газпрома» и соглашению о разделе продукции предполагалось, что в сложных природно-климатических условиях Арктики иностранный опыт позволит ежегодно добывать 71,1 млрд газа (после выхода проекта на паспортную мощность). Это больше, чем пропускная способность одной нитки трубопровода «Северный поток», и почти 10% от всего добытого объема газа в России в 2018 году. Поэтому часть газа должна была направляться на завод по производству сжиженных газов, который планировалось построить на Кольском полуострове в районе села Териберка. А затем танкерами-газовозами готовую продукцию предстояло транспортировать потребителям в Европе и США.
Оператором проекта стала специально созданная компания «Газпром добыча шельф».
Однако сначала бурный рост добычи сланцевой нефти за океаном, а затем и политические реалии с санкционной войной отодвинули в долгий ящик международное сотрудничество по данному проекту. Под угрозой угодить под санкции зарубежные игроки вышли из числа интересантов, впрочем, оставив для себя лазейку в виде возможности вернуться в случае потепления отношений между Россией и Западом.
В 2017 году завод по производству СПГ компании «НОВАТЭК» заработал не в Териберке, а на Ямале. В настоящее время на Кольском полуострове в районе села Белокаменка на площади 180 га она же создает Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке и «завод по строительству заводов» (проект «Арктик СПГ-2»). Суммарные инвестиции в проект оцениваются на уровне 90 млрд рублей. Предполагается, что на ЦСКМС в сухих доках будут строить железобетонные основания гравитационного типа (ОГТ). В цехах комплекса для изготовления верхних строений создадут производство высокотехнологичных модулей под ключ — от резки прокатного металла до финальной сборки модулей в огромном сборочном цехе. Готовые модули на самоходных тележках планируется транспортировать к сухим докам, где будет производиться надвижка модулей на ОГТ с их последующей интеграцией в единую технологическую линию сжижения газа.
Для строительства ОГТ возведут два крупных сухих дока размерами 415 х 175 х 20,2 м. Уже на первом этапе здесь соберут три плавучих завода СПГ мощностью 6,6 млн тонн каждый. Предполагается, что сжижать на них будут газ, добытый в Северном Ледовитом океане и на Ямале. К тому же продукция через Сабетту может идти теперь не только на внешний, но и на внутренний рынок. Тем более у Правительства РФ есть планы соединить порт с железнодорожной веткой Обская — Бованенковская — Карская, и у арктического газа появится еще один маршрут транспортировки.
«В российском правительстве не особенно скрывают, что рассчитывают и на естественные причины. В связи с глобальным потеплением линия пакового льда отходит все дальше на север, обнажая районы предстоящей добычи, что значительно облегчает работу бурильщикам. В «Газпроме» прогнозируют оживление в вопросе освоения Штокмана не ранее 2028 года. А к этому времени ледовая обстановка в Баренцевом море может сильно измениться», — считает отраслевой аналитик Денис Кононов.
Нетронутые запасы арктического газа, которые могут быть выведены на рынок лет через 10-15, когда во многом иссякнут шельфовые ресурсы Норвегии, Нидерландов и Великобритании, могут стать козырной картой Кремля в поставках голубого топлива в ЕС. И тогда уже его цена может быть совсем иная.
Таким образом, арктические углеводородные ресурсы СЗФО превращаются в настоящий отложенный «золотой запас» России ближайших десятилетий. Это особенно актуально, ибо на прошедшей в октябре 2019 года Энергетической неделе в Москве министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что в ближайшее время доля газа в общем топливном балансе страны вырастет с 23 до 27%.
Двигатель прогресса. Именно морская транспортная составляющая является одним из локомотивов промышленного развития округа. Здесь находится Западный центр судостроения (Санкт-Петербург и Калининград) Объединенной судостроительной корпорации, в котором строятся самые мощные ледоколы в мире как раз для ФГУП «Атомфлот» для работы на СМП. Сегодня на стапелях балтийских заводов заканчивается работа над ледоколами «Арктика», «Сибирь», «Урал» проекта 22220, которые будут работать в западной части Северного Ледовитого океана в пределах СЗФО. «Очень важно, что ледоколы проекта 22220 смогут заходить в устья рек и создавать более широкие, чем советские корабли, каналы для проводки судов. Эти ледоколы будут ходить по западной ветке СМП», — рассказал почетный полярник России Виктор Боярский.
Еще три ледокола проекта 10510 (типа «Лидер») Балтийский завод в кооперации с дальневосточной верфью «Звезда» (Большой Камень) спустит на воду к 2035 году. Причем заказы на турбины для них размещены не за рубежом, как ранее, а на Уральском турбинном заводе.
«Наши ледоколы уже ждут эти турбины.
Работа на УТЗ практически завершена, —
заявил глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. — Теперь главную скрипку играют наши петербургские партнеры, которые должны собрать готовый паротурбинный агрегат».
Таким образом, судостроительный кластер СЗФО на ближайшие полтора десятка лет будет загружен заказами для Севморпути только по ледоколам. А ведь для них еще хватает заказов для судов по освоению арктического шельфа, буровых ледостойких платформ, судов обеспечения и пр.
А в ближайшее время питерским и калининградским судостроителям, вероятнее всего, придется активизировать строительство гражданских судов для нужд операторов балтийских и арктических портов. В прошлом году начато строительство угольного терминала «Лавна» в Мурманском порту, мощность которого к 2021 году может достичь 18 млн тонн и куда смогут заходить суда дедвейтом до 150 тыс. тонн, перевозящие этот минерал в Европу и Китай. После чего необходимость в порту Вентспилса для перевалки угля просто отпала.
За последние годы к российским балтийским портам Санкт-Петербург, Высоцк, Выборг и Калининград добавилась перспективная Усть-Луга, где запущен крупный нефтеналивной терминал.
«К 2020 году прогнозируется дополнительный грузопоток в направлении портов Балтийского бассейна на уровне 60 млн тонн, из которых 40 млн тонн — это навалочные грузы. Этот прогноз учитывает запас мощностей, необходимых для переориентации российских внешнеторговых грузов, перевалка которых осуществляется в настоящее время в портах сопредельных государств», — сообщила действительный государственный советник РФ II класса Надежда Жихарева.
Отраслевой аналитик Виктор Цукер считает, что в ближайшие годы наиболее успешными проектами России на Балтике может стать строительство терминалов по перевалке зерна, руды, химических грузов.
Надо полагать, что для успешной работы портов и повышения экспортной составляющей судовладельцам в ближайшие годы понадобится и модернизация своего флота. Тех же зерновозов, сухогрузов, рудовозов, танкеров, которыми их и могли бы обеспечить судостроители СЗФО.
Ставка на мощности. С другой стороны, в обильном минеральными ресурсами и морями СЗФО вполне успешно функционируют и другие виды индустрии, среди которых есть настоящие мировые лидеры. К примеру, горнодобывающая и сталелитейная череповецкая компания «Северсталь» (Вологодская область), в структуру которой входит ряд важнейших предприятий из полутора десятков отраслей России, Украины, Латвии, Италии, Либерии, Польши с совокупной выручкой в 2018 году в 8,58 млрд долларов.
Как рассказали в компании, инвестиционная программа холдинга только на текущий год составляет 95,7 млрд рублей, большинство из которых пойдут на строительство доменной печи и коксовой батареи на своем основном метзаводе в Череповце, а также на развитие ресурсных предприятий в Карелии.
По словам заместителя генерального директора по финансам и экономике АО «Северсталь Менеджмент» Алексея Куличенко, «Северсталь» как глобальный лидер в области эффективности стремится к дальнейшему росту и видит возможности для этого. «Большая часть нашей программы инвестиций (около 75%) сфокусирована на финансировании проектов развития для достижения значительного преимущества в себестоимости базовой продукции, для улучшения ассортимента и услуг, а также для увеличения объемов выплавки стали», — сказал он.
Свои инвестиционные планы и у крупного пула горнодобывающих компаний Мурманской области.
«Продолжится плановая реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие ресурсной базы и производственных мощностей в горно-металлургическом комплексе региона. Инициаторами являются Кольская ГМК, Кировский филиал «Апатит», СЗФК, Ковдорский ГОК, «Олкон». Также есть инвестпроекты по развитию транспортной инфраструктуры, прежде всего проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», — сообщила министр экономического развития Мурманской области Елена Тихонова.
Свои инвестиционные планы и у ведущих операторов СЗФО деревообрабатывающей промышленности. В первую очередь это касается наращивания глубины переработки древесины в отличие от традиционного экспорта сырья.
«В 2019 году компания «Хасслахерлес», расположенная у нас в Новгородской области, начнет модернизацию производства по глубокой переработке лесных материалов, а также займется созданием нового производства, которое будет выпускать клееный брус и элементы деревянного домостроения. Объем инвестиций по проекту составит 1,5 млрд рублей. Стартует проект по модернизации лесоперерабатывающей инфраструктуры предприятия «Сетново» и строительству завода по производству этилацетата в ТОСЭР «Угловка», который реализует компания «Химабсолют». В первом проекте объем инвестиций составит 520 млн рублей, во втором — свыше 400 млн рублей», — сообщил министр инвестиционной политики Новгородской области Владимир Куимов.
В 2021 году в городе Сокол Вологодской области будет запущен первый в России завод по производству CLT-панелей. По информации президента Segezha Group Михаила Шамолина, после выхода завода на проектную мощность на нем будет производиться порядка 250 тыс. квадратных метров современных, экологически чистых строительных материалов, представляющих собой перекрестно склеенные слои древесины хвойных пород толщиной от 6 до 40 см и длиной до 24 м. Подобные технологии хорошо зарекомендовали себя в Европе, США и Японии.
Подобные планы компаний отрасли поддерживаются Минпромторгом РФ, делающим ставку на стимулирование глубокой переработки древесины на территории страны и экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.
Наращивание уже существующих мощностей промышленных предприятий СЗФО в течение ближайших 5-7 лет позволит округу значительно расширить свой экономический потенциал и стать одним из отечественных лидеров. ||