Северное сияние

Северное сияние

Сегодня в Арктике, вдоль Северного морского пути, создается новая экономика, сопоставимая по значению с освоением Западной Сибири, Ямала и Таймыра в советское время

Но тогда в основном работали в самых трудных бытовых условиях, зачастую с риском для жизни. Сейчас же работа направлена на создание условий, при которых люди смогут достойно жить на Севере, пользоваться всеми благами цивилизации, невзирая на полярную ночь и вечную мерзлоту.

11 декабря 2023 года президент РФ Владимир Путин провел совещание, посвященное развитию Арктической зоны России. «Прежде всего речь идет о вопросах качества жизни людей, о современном облике и будущем наших северных городов и поселков — как новых, основанных в ХХ веке, так и городов с многовековой историей, — заявил глава государства. — Все они, безусловно, являются символами, воплощением огромной воли, колоссальной роли, можно сказать, дерзости, труда, мужества многих поколений наших предков и наших современников, которые осваивали и осваивают Север. Сегодня миллионы людей живут здесь, работают, создают семьи, растят детей и вносят огромный вклад в развитие страны».

Владимир Путин подчеркнул, что Арктическая зона имеет для России «особое, стратегическое значение». «Это регион с колоссальными экономическими возможностями. С ним мы во многом связываем укрепление энергетического потенциала страны, расширение логистических возможностей, обеспечение национальной безопасности и обороны. И потому дальнейшее комплексное освоение и обустройство этих территорий является для нас неоспоримым приоритетом», — сказал президент.

Арктическая зона России — это почти треть территории страны. Здесь полностью или частично располагаются девять субъектов Федерации, проживает 2,4 млн человек. «Наша главная задача — добиться заметного улучшения качества жизни людей, — отметил руководитель государства. — А значит, необходимо повысить эффективность региональных систем здравоохранения, образования, транспорта и жилищно-коммунальной сферы, создать условия для притока дополнительных инвестиций, роста туризма, появления квалифицированных рабочих мест. Все это — ключ к увеличению численности населения арктических территорий».

Северное сияние

Северный морской путь. На сегодня вся территория российской Арктики признана свободной экономической зоной, на которой используются инструменты государственной поддержки инвестиционных проектов. Это самая большая в мире ОЭЗ площадью 5 млн кв. км. За три года здесь начата реализация 775 проектов с запланированным объемом инвестиций почти 2 трлн рублей и созданием 39,6 тыс. рабочих мест. Уже фактически вложено более 480 млрд рублей и трудоустроены 14 тыс. человек.

Самым масштабным является проект Северного морского пути (СМП) — важнейшего транспортного коридора национального и мирового значения. Это кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом СМП полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне РФ, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.

Минувшим летом председатель Правительства России Михаил Мишустин утвердил комплексный план развития СМП до 2035 года. Главные цели — обеспечить надежную и безопасную перевозку грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также создать условия для реализации инвестпроектов в Арктической зоне страны.

Всего в плане — более 150 мероприятий. В их числе — строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», угольного терминала «Енисей», морских перегрузочных комплексов СПГ в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке, транспортно-логистического узла в морском порту Корсаков на Сахалине, развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов. Отдельный раздел посвящен созданию судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола проекта «Лидер», и развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей. Общий объем финансирования мероприятий плана — почти 1,8 трлн рублей.

«Северный морской путь имеет стратегически важное значение для российской Арктики, так как открывает более короткий морской путь между западом и востоком страны, а в перспективе — более выгодный торговый маршрут между Европой и Азией, — отметил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. — Комплексный план развития СМП до 2035 года — самый подробный документ за всю современную историю Севморпути: он предполагает строительство 10 ледоколов, 141 транспортного судна ледового класса, 14 портов и терминалов, запуск на орбиту 12 спутников, открытие 4 аварийно-спасательных центров МЧС».

Объем грузопотока по СМП вырос с 1 млн тонн в 2012 году до 34 млн тонн в 2022-м. В нынешнем году ожидается очередной рекорд — 36 млн тонн. При выходе на полную мощность создаваемые сегодня вдоль трассы СМП новые предприятия сформируют грузопоток более 200 млн тонн в год и значительно пополнят федеральный бюджет.

«Северный морской путь — не только транзитный путь, он создает условия для реализации в Арктической зоне мегапроектов. В горизонте до 2035 года они обеспечат налоговые поступления в размере 21 трлн рублей. Цифра огромная. По сути дела, это говорит о том, что значительная часть развития страны, экономики, нашего будущего связана с Арктикой», — заявил заместитель председателя Правительства РФ — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.

«Проблемы устойчивого развития Арктической зоны России находятся на острие мировой внутригосударственной повестки. Арктика является зоной стратегических национальных интересов нашей страны, во многом была и остается полигоном инновационного развития для отечественной экономики», — согласен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов.

Северное сияние

Надежда и опора. При территории 28% от площади всей страны население Арктической зоны составляет менее 2% от общероссийского — около 2,4 млн человек, 86% из них проживают в заполярных городах. «Справедливо сказать, что это города с одними из самых суровых природных условий, какие существуют на Земле. Инфраструктура, жилой фонд построены в середине прошлого века и требуют обновления», — признал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

По поручению президента правительство определило перечень опорных населенных пунктов российской Арктики, которые играют ключевую роль в развитии экономики, обеспечении безопасности и логистики Северного морского пути. Он насчитывает 16 агломераций. Это города и поселки, в которых проживают более 1,6 млн человек.

В Мурманской области — Мурманская, Кировско-Апатитская и Мончегорская агломерации. Соответственно, крупнейший транспортный узел СМП, где прописаны все атомные ледоколы мира. Штаб Северного флота, обеспечивающий оборонную безопасность более 20 тыс. км береговой линии в 9 часовых поясах. Центр производства минеральных удобрений, крупнейший металлургический кластер.

В Карелии — Кемско-Беломорская агломерация. Это транспортный и туристический центр. Здесь проходит Беломорско-Балтийский канал, открыто одно из крупнейших в России молибденовых месторождений, находятся всемирно известные Беломорские петроглифы.

Архангельская агломерация — крупнейшая в Арктике по населению. Включает Архангельск, Новодвинск и Северодвинск. Транспортный и промышленный центр с сильным судостроением, развитой лесной, целлюлозно-бумажной отраслью.

Агломерация Нарьян-Мара обеспечивает ключевой участок Севморпути из Баренцева в Карское море протяженностью 1,5 тыс. км, а также крупнейшие проекты в области нефтедобычи, в том числе «Варандей» и «Приразломную».

На Ямале выделены три агломерации: Новый Уренгой (газовая столица России), Салехард — Лабытнанги (логистический узел и новый полюс развития арктического туризма) и Ноябрьск (крупный арктический город с населением более 100 тыс. человек, центр нефтегазовой отрасли, где сейчас апробируются новые технологии добычи трудноизвлекаемых запасов).

В Коми агломерация Воркуты — город трудовой доблести, крупнейший в Арктике производитель коксующегося угля.

На Таймыре агломерация Норильск — Дудинка — центр цветной металлургии мирового значения, обеспечивающий основной объем российской добычи никеля, платины, палладия, кобальта, существенные объемы меди и серебра.

Игарка — важный минерально-сырьевой центр, обеспечивающий развитие Ванкора, транспортный узел северного завоза и один из первых портов, с которого начиналось освоение Севморпути.

Агломерация Диксон, Тикси и Певек — опорные международные морские порты. Певек также обеспечивает крупные золотодобывающие проекты.

«Сейчас вместе с арктическими регионами, с институтами развития — ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ, с крупным бизнесом мы приступаем к созданию мастер-планов агломераций. Так же, как делали на Дальнем Востоке, анализируем структуру экономики, занятость и пространственную организацию. При определении приоритетов будем опираться на мнение жителей», — прокомментировал Алексей Чекунков, уточнив, что мастер-планы для всех 16 агломераций будут подготовлены до 1 июля 2024 года.

В рамках этой работы предстоит сформировать реестр лучших практик организации жизни в условиях Севера. Будут учтены стандарты строительства жилья в Арктике, арктической медицины, образования, спасения, городского освещения, транспорта...

Заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова согласна с тем, что при разработке мастер-планов развития арктических территорий следует учитывать состояние социальной инфраструктуры, жилищного фонда, сетей, обеспеченности транспортом, а также численность и средний возраст жителей. «Опорные пункты должны выбираться с учетом особенностей логистики региона, удаленности образовательных, медицинских, социальных учреждений от мест проживания и кочевий. Опорными при этом могут быть не только крупные населенные пункты, но и те, что расположены вне агломераций с высоким экономическим потенциалом. Важно создать центры притяжений, своего рода инфраструктурные центры для прилегающих территорий», — полагает Карелова.

Северное сияние

Гектар в Арктике. Основой для обеспечения достойного качества жизни северян является развитие социальной инфраструктуры. «Исторически Российская империя, затем СССР осваивали севера методом подвига. В двадцать первом веке мы обязаны перейти к новому, современному подходу по обеспечению людей, которые связывают свою судьбу с развитием Арктики, достойными, комфортабельными условиями жизни», — подчеркивает Юрий Трутнев.

На Арктическую зону распространена программа «Президентская единая субсидия». В 2022-2026 годах на реализацию социально значимых проектов с использованием этого механизма выделено 10,5 млрд рублей.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Алексей Ересько рассказал, что в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2022 году в девяти регионах Арктической зоны благоустроены 963 общественные и дворовые территории, в 2023-м планируется благоустроить 807. Благодаря реализации федерального проекта «Чистая вода» увеличивается количество объектов питьевого водоснабжения: в 2022 году — 46, в 2023-м — 66, план на 2024-й — 87.

Уже 5,5 тыс. человек получили бесплатные участки земли по программе «Гектар в Арктике». 65% граждан строят на них собственные дома, около 20% используют для запуска собственного дела. Остальные реализуют предпринимательские проекты, создают туристическую инфраструктуру.

В конце ноября 2023 года в Арктической зоне стартовала программа льготного жилищного кредитования. Кредит под 2% годовых могут получить педагоги и медики, проработавшие в Арктике не менее 5 лет, молодые супруги не старше 35 лет, одинокие родители, воспитывающие ребенка в возрасте до 18 лет включительно, люди, получившие земельные участки по программе «Гектар», участники региональных программ трудовой мобильности.

«Ипотека под 2% стала доступна для 2,3 млн жителей Арктики. Для того чтобы стимулировать снижение стоимости нового жилья, на данном этапе действует ограничение по максимальной цене, установленное Минстроем России: 90-100 тыс. рублей за квадратный метр в зависимости от региона. Поддержка предоставляется только на жилье в новых домах, кроме сельской местности и моногородов (в которых в Арктике проживают более 600 тыс. человек) — там с помощью Арктической ипотеки можно покупать квартиры и на вторичном рынке. Самое интересное — ограничение по цене Минстроя не действует в отношении ИЖС, в том числе на «Арктических гектарах». На Дальнем Востоке на ИЖС выдается уже почти каждый шестой кредит (всего на свой дом выдано 13 тыс. кредитов). Будем внимательно контролировать эффект программы, донастраивать ее и добиваться, чтобы в Арктике строилось больше новых домов и квартир по доступной цене», — отметил Алексей Чекунков.

8 декабря клиенты ВТБ получили льготные кредиты по программе «Арктическая ипотека». Банк провел первые сделки в Республике Карелия и Красноярском крае. Средний размер кредитов составил 2,8 млн рублей. С момента старта работы по новой программе ВТБ получил по ней уже более 1,4 тыс. заявок.

«В июле 2023 года президент России поддержал инициативу Минвостокразвития и Корпорации развития Дальнего Востока о распространении «Дальневосточной ипотеки» на Арктику. Уже сегодня банки принимают первые заявки на получение льготного кредита на территории Арктической зоны. В ДФО, где программа льготного жилищного кредитования работает четыре года, она доказала свою эффективность, стала востребованной мерой поддержки. Более 92 тыс. семей дальневосточников смогли с ее помощью приобрести собственное жилье. Формируя стабильный спрос на первичном рынке, «Дальневосточная ипотека» простимулировала опережающий рост строительной отрасли ДФО: за время реализации программы объем возводимого жилья в макрорегионе увеличился более чем в два раза», — рассказал директор департамента социальных проектов Корпорации развития Дальнего Востока Сергей Потанин.


1euromedia Оперативно о событиях
Агрорусь 2024
Вся власть РФ
Телеграм канал