Сначала я услышала его запоминающуюся фамилию, потом познакомилась с удивительным голосом ее обладателя, и уже затем через общих знакомых нам удалось пообщаться с Олегом Крикуном. Теперь я хочу вместе с читателями попытаться постичь загадку силы духа молодого незрячего музыканта и певца, которому ничего не помешало разглядеть свое главное предназначение в жизни.
Олег, расскажите немного о своей личной и творческой биографиях.
Я родом из станицы Северской Краснодарского края. Переехали в Ростов-на-Дону, когда мне было 12 лет, с задачей найти для меня подходящую школу. Цель была достигнута. И это позволило мне эффективно учиться и легко социализироваться в обществе в будущем.
Параллельно я обучался по классу фортепиано в музыкальной школе. Помню, очень любил тогда разбираться, как устроено музыкальное произведение, ночами делал аранжировки. Кстати, знакомство с моим будущим консерваторским педагогом по вокалу произошло еще в «музыкалке». Светлана Александровна Колосова была нашим новым учителем. В первую же встречу, она, прослушав меня, запросто заявила: «На конкурс поедем, в Италию!» Я, конечно, немного опешил. Потом думаю, ладно, может, у педагога какие-то реальные планы. Мы стали усиленно с ней заниматься. И через полгода я уже в составе сборной группы музыкантов от Музыкального общества Ростовской области полетел на свой первый международный музыкальный конкурс «Don Mattea Coluccio» на Апеннинский полуостров в город Фазано. Тогда я не одержал победы, но это подстегнуло меня к дальнейшему профессиональному развитию.
А как проходила непосредственно учеба в консерватории?
Я поступил в Ростовскую государственную консерваторию им. С. В. Рахманинова в 19 лет. До третьего курса учеба шла довольно спокойно. Я также продолжал заниматься у Светланы Александровны, которая стала не только моим учителем, наставником, но и другом. Ради меня она перешла на работу в консерваторию, потому что знала, как легко во время занятий можно испортить студента с хорошими данными, лишив его индивидуальности. Однако, спустя время мне самому захотелось определенной творческой свободы. Я стал искать новые возможности для своего голоса. Я оставался тенором, но меня привлекали незнакомая доселе голосовая манера, тембр, регистр. С моим педагогом мы все чаще спорили об этом, так как она придерживалась твердого убеждения, что все эти игры с голосом не пойдут мне на пользу.
В итоге, будучи мудрым учителем и гибкой женщиной, она сама предложила мне попробовать позаниматься у другого педагога. С ним мы проработали всего полгода, и оба стали замечать, что мой уровень стал явно снижаться. Прежде меня часто упрекали в том, что я тихо пою. И я сделал ставку на громкость, но при этом стал утрачивать свои более ценные исполнительские качества, такие как гибкость и плавность. Чтобы вернуть эти голосовые нюансы, приходилось брать дополнительные частные уроки и в нашей стране, и за рубежом.
Но уже после окончания консерватории, многое увидев и перепробовав разные методики, я снова вернулся к той механике звукоизвлечения, которой научила меня Светлана Александровна. Она знала наверняка, что никакие поиски мне не нужны. Но при этом понимала, что я не успокоюсь, пока сам не пройду свой путь. Это настоящий педагогический подвиг.
Я знаю, что вы успешно участвовали в телепроектах «Минута славы» на Первом канале и «Песни» на ТНТ. Какой след они оставили в вашей судьбе?
Что касается «Минуты славы», то в 2012 году мне позвонили организаторы шоу, сказали, что видели мое выступление в интернете и хотели пригласить к участию. Зацепили тем, что якобы этот конкурс не только для любителей, но и для профессионалов.
Кульминацией моего участия в шоу стало совместное выступление с народной артисткой России Тамарой Гвердцители. Помню, как она зашла ко мне в гримерку, сказала, что посмотрела мои выступления, дала несколько советов, и мы исполнили на сцене потрясающее произведение Лучо Далла «Памяти Карузо». До сих пор это видео можно найти в интернете, и оно все еще вызывает интерес. А еще благодаря шоу я познакомился с великим певцом Дмитрием Хворостовским.
Потом, в 2018 году было телешоу «Песни». Запомнилось, что атмосфера на нем была абсолютно комфортная, креативная и располагающая к творчеству.
А как вы оказались в Санкт-Петербурге?
Однажды я просто решил, что надо что-то менять в жизни, захотел больше самостоятельности и перемен жизненных, творческих. В Питере начал все с нуля. Случайно познакомился с людьми, которые как раз запустили новый социальный проект «Мир на ощупь», и подключился к этой работе в качестве незрячего экскурсовода. С нашей помощью экскурсанты в полной темноте погружались в уникальное интерактивное пространство для расширения границ своего восприятия. Но спустя два года понял, что от себя уйти невозможно. И пение — это единственно важное в моей жизни, чему я должен посвятить себя без всякого размена. Затем были выступления на улице, которые я, кстати, и сейчас практикую, в том числе летом возле Летнего сада. Для меня стало приятным открытием то, что зрители с восторгом принимают академическое пение на улицах, останавливаются, просят исполнить какие-то произведения, всегда благодарят. Это говорит о том, что та музыка, которую я люблю, захватывает людей, и это не может не радовать. Обычно на таких уличных концертах я исполняю наиболее известные арии из опер и неаполитанские песни.
На сегодняшний день как вы видите для себя реализацию в музыкальном, исполнительском творчестве? Что считаете для себя основным в этом направлении, а что второстепенным?
Главное в работе, чтобы всегда был позитивный, профессиональный настрой. Необходимо продолжать готовить разные программы, много репетировать, использовать все возможности для выступлений.
Больших планов я никогда не строю. Необходимо просто все время генерировать творческие идеи и иметь внутреннюю уверенность, что ты сможешь все это рано или поздно воплотить. Многие начинающие певцы сразу начинают мечтать о сольных выступлениях. Я же полагаю, что до «сольника» надо, что называется, дорасти. Его надо проводить тогда, когда назреет необходимость, как со стороны музыканта, так и со стороны зрителя. Вот когда будет достойная сольного выступления программа, тогда — вперед!
Расскажите немного о вашем сотрудничестве с другими известными музыкантами, о вашем участии в прошлогоднем юбилейном концерте заслуженного артиста России, пианиста Алексея Гориболя в Москве, о других совместных с ним выступлениях в столице и в других городах нашей страны.
Известнейший музыкант Алексей Гориболь намного старше меня, поэтому он не только мой коллега, партнер на сцене, но и, безусловно, учитель. Мы познакомились 2,5 года назад. Эпизодически встречались на фестивалях, других мероприятиях. Наши совместные выступления — это всегда ансамбль, полноправный дуэт. На юбилейном концерте Алексея в Первопрестольной было много выдающихся музыкантов и артистов. Концерт получился необыкновенно красивый и мощный. Я исполнил два номера: романс П. Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей» и арию Надира из оперы Ж. Бизе «Искатели жемчуга».
А затем ровно год назад у нас состоялась премьера полноценной совместной программы «PROЗРЕНИЕ», где мы исполнили 23 номера: 11 романсов П. Чайковского, 8 романсов А. Даргомыжского и 4 романса М. Глинки. Концерт шел два часа. Мы больше года готовили эту программу, совместно выстраивали ее музыкально и драматургически. Опираясь на опыт Алексея, я тоже вносил свои предложения, и он нередко прислушивался к ним. Так, например, один из предложенных им романсов Даргомыжского никак «не ложился на мой голос», поэтому я предложил его поменять на «Тучки небесные», и все срослось.
Под занавес прошлого года мы при полном аншлаге выступили в Екатеринбурге в «Ельцин Центре». Начало 2022 года ознаменовалось выступлением на Байкальском рождественском фестивале в г. Улан-Удэ (Бурятия). Можно сказать, процесс пошел, и весь год мы обкатывали этот концерт по другим городам страны. В мае выступили на ХХII Международном театральном фестивале «Мелиховская весна» (Московская область), в июне — в санкт-петербургском Доме Радио, в июле участвовали в VIII Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в г. Клине.