На территории Северо-Западного федерального округа проживает множество коренных народов с самобытной культурой: ненцы, карелы, коми, саамы, вепсы и другие. Несмотря на то, что они являются малочисленными, а некоторые из них и вовсе находятся на грани исчезновения, им удается сохранять свое культурное наследие, оставаясь верными традициям предков.
В 2022 году в рамках проекта Министерства культуры РФ в регионах Северо-Западного федерального округа прошел ряд мероприятий, приуроченных к Году народного искусства и нематериальной культуры наследия народов России, посвященных этнокультурному многообразию, культурной самобытности народов, проживающих на территории округа.
Вепсы — люди леса. Один из таких народов — вепсы. 11 июля в Бабаевском районе Вологодской области прошел масштабный фольклорно-этнографический фестиваль вепсской национальной культуры «Елон Пу», что в переводе на русский означает «Древо жизни», объединивший более 3 тыс. человек. Название «Древо жизни» является отсылкой к вепсской мифологии, схожей с финно-угорскими мифологическими представлениями и тесно связанной с природными явлениями, а также с традиционным образом жизни племени, основанном на земледелии. Фестиваль реализуется в целях возрождения, сохранения и развития культуры вепсов.
На площадке фестиваля гости могли ознакомиться с работами вепсских ремесленников — ткаными изделиями и керамикой, а также с фольклорной музыкой в исполнении народных ансамблей под аккомпанемент вепсских музыкальных инструментов, таких как пастушья барабанка, принять участие в мастер-классе по лепке из глины. Фестиваль «Древо жизни» проводится на берегу Кодозера с 1988 года и уже успел стать крупным межрегиональным мероприятием. В 2022 году в рамках проекта Министерства культуры РФ в регионах Северо-Западного федерального округа прошел ряд мероприятий, приуроченных к Году народного искусства и нематериальной культуры наследия народов России, посвященных этнокультурному многообразию, культурной самобытности народов, проживающих в округе.
Народ с Ладоги. Еще один народ, сочетающий в своей культуре языческие и христианские традиции, — карелы, именующие себя «карьялайзет». Они проживают в основном на территории Республики Карелия, и лишь малая часть расселена по всей России. Карелы имеют финно-угорские корни, чем и объясняется схожесть их традиций и обычаев с этой общностью народов. Жизнь и культура карелов тесно связана с их традиционными занятиями: охотой, рыболовством, оленеводством и земледелием. Многие праздники, а следовательно, и традиции приурочены к этим хозяйственным видам деятельности, а также перекликаются с природными циклами и сопровождаются обрядами и магическими действиями.
Фольклор карелов отражает традиционный уклад их жизни и представлен гаданиями, легендами, мифами и былинами. Миф о карельских великанах — одна из самых популярных легенд Карелии, рассказывающая о мункилайненамах — огромных существах, в переводе — «наводящими шум». Карелы верят, что когда-то эти существа населяли их землю, но впоследствии покинули ее из-за плотного заселения лапландцами и финнами. Еще одна легенда гласит, что когда-то на территории Карелии проживали предки атлантов, от которых остались лишь каменные истуканы, до сих остающиеся объектами поклонения некоторых жителей региона. Таких легенд у карелов много, на них основывается весь национальный эпос.
Карельская плясовая культура очень разнообразна и насчитывает несколько видов танцев. Хореография представлена такими танцами, как кадриль, ристу-кондра, крууга, пайккакиса, пийрилейки, шинка, шулилуйкка, хумахус. Многие из этих танцев были заимствованы у европейских народов и адаптированы под национальный стиль и менталитет. Карельский танец — это всегда импровизация, зачастую имеющая игровой характер: игры и танцы неразделимы и вместе составляют целый пласт плясового стиля.
Карельская музыка может называться наименее подвергшейся германскому влиянию из всей музыки финно-угорских народов. Народная музыка карелов включает рунические пения, а также причитания, которые являются ее отличительной особенностью на фоне музыки данной группы народов. Самый популярный музыкальный инструмент здесь, как и в Финляндии, — кантеле. Также используются йоухикко, вирсиканнель, лира. Народные песни исполняются ансамблями на русском, финском и карельском языках.
Свое творчество карелы продемонстрировали на международном фестивале «Финно-угорский транзит: проекция в театр 2:0», который прошел в октябре 2022 года в Петрозаводске при поддержке министерства культуры республики. Данный фестиваль проводится в нескольких регионах России и является творческим проектом филиала ГРДНТ им. В. Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д. Поленова. Гости фестиваля познакомились с фрагментами драматических и музыкальных спектаклей любительских театров, этнической хореографией. На праздничном концерте в Народном театре Карелии воссоздали традиционные обряды финно-угорских и самодийских народов. На сцене также показали сцены из карело-финского эпоса «Калевала», в основе которого лежат руны — народно-эпические песни, написанные еще в дохристианский период. Участниками постановки стали также артисты фольклорного театра «Карельская горница», народного карельского театра Ciciliusku, творческой студии «Импульс», студенты Карельского колледжа культуры и другие.
Коренные северяне — коми. Коми — одна из самых многочисленных этнических групп коренных народов СЗФО. Всего на территории России их проживает около 350 тысяч. Коми — этнический пласт, включающий в себя несколько народностей, таких как зыряне, ижемцы, кольские ижемцы, зюздинцы, язьвинцы и коми-пермяки.
Фольклор коми вырастает из реального бытового действия. Традиционное ремесло — роспись, которая служит украшением предметов быта и способом освоения действительности. Устное народное творчество, музыка и литература вносятся в жизнь, совмещают реальное и художественное. Народные музыкальные инструменты коми полифункциональны. Они имеют общественное, прикладное и эстетическое значение и делятся на категории. Полевые инструменты выполняют сигнальные и охранительные функции, а на эстетических исполняются народные произведения. Среди самых известных — шур-шар, сюмод буксан, сярган, зиль-зёль, рубель, ворсан табъяс. Также коми верят в магические свойства музыкальных инструментов и воспроизводимой ими музыки.
Литература коми, написанная на национальном языке, возникла в первой половине XIX века. Развита обрядовая поэзия: свадебные плачи, причитания. Ее основоположником считается известный лингвист и поэт Иван Куратов.
Певцы йойка. Еще один родственный коми, самый древний народ Кольского полустрова, — саамы. Это один из самых малочисленных финно-угорских народов нашей страны. В основе фольклора саамов лежат мифы и сказки, где центральными героями являются вымышленные персонажи — людоеды, вурдалаки, карлики. В литературе саамов отражен культурный и моральный опыт народа, их мировоззрение. Уникальным творческим музыкальным жанром саамов является йойк — песнопения с особым повторяющимся ритмом. Этот жанр вышел из религиозных обрядовых распевов. В основе текстов йойка лежат древние сказки и легенды саамов. Йойки могут быть не только сюжетными, но и личными, выполнять функции поздравления на день рождения, признания в любви, выражения восхищения, эмоций и чувств. Они также исполняются на похоронах и свадьбах. Достояния своей культуры саамы демонстрируют на Саамских играх, берущих свое начало с 1997 года. В 2022 году они прошли 10 сентября традиционно в Мурманской области в станице Лопарской и стали десятыми — юбилейными. В этом году зона фестиваля была разделена на тематические интерактивные площадки, где представили изделия саамских ремесленников и национальные костюмы. На площадках гости могли поучаствовать в мастер-классах по рукоделию, послушать живую речь саамов, познакомиться с домашними северными оленями. Посетители фестиваля сыграли в традиционные игры и потягались между собой в народных состязаниях: ловле рыбы «на банку», прыжках через нарты, метании няртолы на хорей и стрельбе из арбалета, а также поиграли в саамский женский футбол.
Днем ранее, 9 сентября, на базе Дома культуры «Мурмаши» прошел фестиваль культуры и музыки саамов — «Душа тундры», который проводится Ассоциацией кольских саамов при поддержке Министерства внутренней политики в Кольском районе Мурманской области, Мурманского областного центра коренных малочисленных народов Севера и межнационального сотрудничества, Дома культуры «Мурмаши», горно-металлургической компании «Норильский никель» и компании «Северсталь». Открытием программы стала выставка картин «Душа саамской женщины» и выставка национального костюма. Зрителям показали концерт саамских коллективов и индивидуальных исполнителей. Участники фестиваля подготовили дефиле саамского костюма, выставку-ярмарку изделий народных художественных промыслов, мастер-классы. Также состоялась презентация книг саамских авторов.
Живущие меж трех миров. Рассказывая о коренных народах СЗФО, нельзя не упомянуть о еще одном коренном самодийском народе — ненцах. На территории Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей проживает около 8 тыс. ненцев. В их традиционной культуре, как и у многих коренных народов, обожествляется природа, человек предстает единым целым с окружающим миром.
Религия и мифология ненцев базируются на анималистических верованиях. Согласно мифологическим представлениям ненцев, Вселенная строится на трех мирах: верхнем, среднем и нижнем, где Земля, плоская и окруженная морем, — средний мир, населенный людьми, а также духами, властвующими над всем, что окружает человека. Создателем Вселенной считается владыка неба — Нума.
Особое место в ненецком фольклоре занимают сказки. В них главными героями выступают обычные люди, животные и духи, а народная житейская мудрость и опыт сочетаются с традиционными верованиями. В центре сюжета сказок лежит история, из которой можно сделать поучительный вывод. В традиционной музыке ненцев центральное место занимает жанр эпической песни. В ней ненцы передают дух кочевого образа жизни в условиях Севера. В своем содержании они отражают быт и культуру этого народа, историю, переживания и надежды. В них «поются истории». «Песни тундры» славятся особенным исполнением и звукоизвлечением, а также своей продолжительностью, ведь в них делается акцент на раскрытие сюжета. Они не вписываются в рамки классического размера, который остается постоянным на протяжении всего произведения, из-за чего происходит характерное изменение ритма и количества долей в такте. Основным и самым популярным музыкальным инструментом ненцев является бубен. Он используется как в магических целях — проведении ритуалов, так и для музыкального сопровождения. С помощью бубна шаманы устанавливают контакт с мирами и связываются с духами.
Сохраняя наследие. Стоит выделить и ряд других мероприятий, прошедших в разных областях СЗФО в рамках Года народного искусства и нематериальной культуры наследия народов России.
В июле 2022 года в Вологодской области в седьмой раз прошел Всероссийский детский фестиваль народной культуры «Наследники традиций», организованный Министерством просвещения России совместно с Правительством Вологодской области при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ. В этом году он стал самым массовым за свою историю и собрал более 11 тыс. участников. В мероприятии приняли участие представители разных регионов России, в том числе из Донецкой и Луганской народных республик, а также Республики Беларусь. Программа фестиваля была направлена на сохранение творческого наследия народов нашей страны. Свое мастерство юные участники продемонстрировали в пяти номинациях: «Декоративно-прикладное творчество», «Народный костюм», «Фольклор», «Традиционное судостроение» и «Топос. Краткий метр». Также на базе фестиваля провели курс образовательных лекций для детей на тему культуры, творчества и монетизации талантов.
Отдельного внимания заслуживает премия «Жить вместе», направленная на формирование локальных сообществ и комфортной среды для их проживания и на сохранение традиционной культуры народов России. Она объединила лучшие проекты страны в социальной, культурной, исторической и религиозной сферах. Победителем в номинации «Культура» в этом году стал проект электронной энциклопедии истории и культуры русских сел и деревень. Сотрудники проекта выезжают в села, работая в формате экспедиции, общаются с местными жителями и формируют сайт-энциклопедию села на основе собранных материалов. Победителем в номинации «Русская традиция» стал уникальный в своем роде «Фолк-Кэмп» — образовательный лагерь для городской молодежи и фольклорный фестиваль на территории Архангельской области. С 16 по 24 июля 2022 года гости лагеря жили в старинных поморских избах, принимали участие в мастер-классах по народному пению, пляске, концертах, посещали баню и общались с местными жителями, погружаясь в традиционную атмосферу Русского Севера.
Сохранение культуры коренных народов начинается с ее распространения и популяризации, чем и занимались участники творческих объединений и коллективов, фондов и проектов в течение всего года и чему активно содействовали представители власти. 2022 год предоставил еще больше возможностей для демонстрации народного творчества благодаря поддержке Министерства культуры и Министерства просвещения РФ. Такие федеральные проекты, как нацпроект «Культура», способствуют пробуждению интереса жителей всей России к традициям и наследию народов нашей страны, к жажде изучения и сохранения творческого разнообразия населяющих ее этносов, а самое главное, к их объединению.