Замена коней на переправе

Замена коней на переправе

В СЗФО оказались заранее готовы к программе импортозамещения

Экономика Северо-Запада в меньшей степени, чем другие макрорегионы, ощутила на себе последствия западных санкций, введенных с началом СВО. Дело в том, что многие из компаний СЗФО взяли курс на импортозамещение еще в 2014 году, когда только начиналась активная фаза «санкционной войны», поэтому к 2022 году уже накопили определенный опыт. Кроме того, бизнесу, занимающемуся импортозамещением, обещали поддержку в виде различных налоговых и финансовых преференций, сокращения надзорных мероприятий.

Замена коней на переправе

Опасная зависимость. Наиболее близкие к ЕС регионы СЗФО к началу «санкционной войны» оказались достаточно прочно интегрированы в европейскую экономику, а подчас и напрямую зависимы от импорта. Согласно докладу НИУ Высшей школы экономики «Новые контуры промышленной политики», «доля импорта в продукции текстильной, фармацевтической промышленности, в производстве электрооборудования, компьютеров и машин превышает 50%. В металлопродукции, бумажной и химической промышленности она варьируется от 30% до 50%. Около половины добавленной стоимости в импорте приходится на страны Евросоюза и Северную Америку, а вторая половина в большинстве отраслей представлена импортом из Китая. Географическая концентрация импорта в таком объеме создает угрозу долгосрочной устойчивости российской экономики и ее зависимости от ограниченного числа поставщиков».

То есть к началу «санкционного обвала» спорный курс федерального правительства конца ХХ — начала XXI века на встраивание в глобализацию, присоединение к ВТО и иным институтам «золотого миллиарда» как минимум наполовину поставил отечественную экономику в зависимость от импорта.

Для СЗФО — макрорегиона, наиболее близкого к европейским потребителям и сразу шести субъектам Федерации, граничащим с ЕС, это стало особенно болезненно.

В то же время другая, независимая от импорта половина отечественных компаний, дальновидно вкладывалась в импортозамещение уже порядка 10 лет. Согласно данным исследования, проведенного агентством InfoLine, с 2010-го по 2021 год доля зарубежных продуктов питания значительно сократилась, хотя и выросла доля иностранных непродовольственных товаров: одежды и обуви до 90% импорта, бытовой техники — на 80%, косметики и парфюмерии — до 70%.

Замена коней на переправе

Северо-западное чучхе. Общероссийская тенденция на налаживание импортозамещения с опорой на собственные силы (в КНДР это называется «идеология чучхе») с середины прошлого десятилетия не только стала государственной политикой, но и пошедшие по этому пути компании обрели господдержку. Бизнесу стали доступны 10-летние кредиты по ставкам не более 7% годовых, а также налоговые льготы, финансовые субсидии и контракты с госкомпаниями. Производственники смогли воспользоваться промышленной ипотекой — кредитом на покупку подходящей площадки по ставке до 5% в год.

Еще до начала СВО наибольшие успехи в импортозамещении показали аграрии, сумевшие за считанные годы практически полностью обеспечить продовольственную безопасность страны. На не самом развитом в сфере АПК Северо-Западе большинство инвестиций были связаны с мясо-молочным животноводством, рыболовством и сельхозпереработкой.

Сегодня, по данным пресс-службы Калининградской области, регион полностью обеспечивает себя цельным молоком, зерном, картофелем, на 90% — мясом и мясными продуктами. Производство свинины превышает потребность области более чем в 3,5 раза. Население на 84% обеспечено молочными продуктами глубокой переработки, на 82% — столовым яйцом, на 68% — овощами. За последние годы здесь было реализовано сразу несколько инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение и выход на внешние рынки.

В частности, в Калининградской области реализуется пилотный инжиниринговый проект фермера Джаттая Тасалиева по разработке аппарата для фасовки сметаны на базе одного из местных вузов, который позволит производителю молочных изделий раскладывать сметану и творог в удобные круглые стаканчики. По утверждению разработчиков проекта, после запайки фольгой кисломолочные изделия остаются свежими и густыми на протяжении всего срока годности. Прошлые импортные аналоги работали значительно хуже, из-за чего после открытия, скажем, банки сметаны можно было наблюдать скопившуюся на верхнем слое влагу.

В настоящее время калининградские специалисты инжинирингового центра работают над импортозамещающими емкостями на 300 и 600 литров для длительной пастеризации сыров.

По утверждению Джаттая Тасалиева, благодаря областной программе поддержки инжиниринга ему удалось сэкономить половину средств, затраченных на разработку аппарата.

Недавно реализованный проект «Балтийские семена» позволил инвестору наладить экспорт в другие регионы России и страны Восточной Европы около 10 тыс. тонн высококачественных семян картофеля — это порядка 5% общероссийского производства.

В Ленинградской области реализован проект одной из крупнейших птицеводческих компаний региона — АО «Птицефабрика «Синявинская». Инвестор вложил 1 млрд рублей в создание племенного репродуктора по выращиванию суточных цыплят мощностью 45 млн голов в год, что позволило закрыть 30% потребности отечественных яичных фабрик в суточных цыплятах.

Замена коней на переправе

По пути к полноценному импортозамещению. СЗФО — хорошо развитый индустриальный регион с ярко выраженным регионом-лидером — Ленинградской областью. Поэтому программа импортозамещения во многом строится на машиностроительной, нефтехимической, металлургической отраслях и электронике.

Так, Пушкинский машиностроительный завод (Ленинградская область), основной российский производитель грунтовых анкерных систем (контролирует 85% отечественного рынка), наладил на своих мощностях выпуск анкерных тяг, которые используют при строительстве практически любого прибрежного сооружения: шлюзов, причальных стенок в портах и терминалах, достроечных стенок на верфях, набережных.

«Мы планируем полноценное импортозамещение, — рассказал генеральный директор ПМЗ Константин Щапов. — Хотя, конечно, сказать, что анкерных тяг нет вообще, было бы некорректно. Это слишком востребованная продукция. Без нее все проекты строительства в прибрежных зонах встанут. Сейчас анкерные тяги делают все кому не лень, включая заводы, которые слабо связаны с машиностроением. Но делают по технологиям времен СССР, 50-60-х годов прошлого века. По весу они больше современных, и это прямое следствие устаревшей технологии. Так как прочность советских тяг была ниже, нужно было компенсировать это диаметром и весом. Заказчики переплачивают за вес и за все, что из этого вытекает: монтаж, логистику и прочее. К нам обратились в конце 2022 года с вопросом «А можете ли вы сделать анкерные тяги?». Мы подумали, сделали, испытали, выпустили ТУ, и получилось, что мы делаем полный аналог того, что делают немцы».

После ухода с российского рынка зарубежных поставщиков ленинградский холдинг «Пигмент» удвоил в 2023 году выпуск антикоррозийных покрытий для труб на нефте- и газопроводах. Как сообщили в компании, порошковая эпоксидная грунтовка предназначена для грунтования наружной поверхности труб в системе противокоррозионного двухслойного и трехслойного полиэтиленового покрытия для магистральных трубопроводов. Грунтовка работает в качестве самостоятельного однослойного и двухслойного ударопрочного противокоррозионного покрытия наружной поверхности труб, а также как подслой под пенополиуретан при производстве теплостойких покрытий. «В рецептуре грунтовки полностью отсутствует европейское химическое сырье. Объемы выпуска в 2023 году будут увеличены в 2 раза, что позволит удовлетворить растущие запросы трубного сектора», — отметил глава холдинга Александр Шиханов.

Благодаря займу Фонда развития промышленности в размере 2 млрд рублей аккумуляторный завод «Импульс» (г. Великие Луки Псковской области) намерен запустить первое в России производство промышленных герметизированных аккумуляторов по технологии AGM, AGM+Gel и Gel мощностью 320 тыс. единиц в год. Ранее почти полностью эта продукция поставлялась из США, КНР и ЕС. Теперь же как минимум четверть импорта будет замещена псковичами.

«При производстве аккумуляторов будут использоваться преимущественно российские компоненты и сырье, локализация составит 95%. Правительство Псковской области со своей стороны сделает все, чтобы обеспечить необходимые условия для развития производства и расширения экономических связей», — подчеркнул губернатор области Михаил Ведерников.

Карельская компания «Амкодор-Онего» наладила выпуск четырех видов машин для лесозаготовительной отрасли: два вида форвардеров — шести- и восьмиколесные, и харвестеры с двумя видами харвестерных головок. Сегодня компания реализует проект по созданию и сервисному обслуживанию импортных лесозаготовительных машин в Карелии, а в будущем намерена создать на территории региона собственную сеть сервисных центров по ремонту лесозаготовительной техники и других комплектующих.

Замена коней на переправе

Строим из своего. Множество импортозамещающих проектов в СЗФО связаны со строительной отраслью. Так, в Тосненском районе Ленинградской области компанией «Карматех» запущено предприятие по выпуску вспененных и жестких листов из ПВХ. Из-за невозможности приобрести европейское оборудование инвестор закупил китайское, наладив производственную линию мощностью 4 тыс. тонн изделий в год. До этого на российском рынке каждый третий используемый ПВХ-лист был импортным.

Псковский лесозавод «Судома» начал выпуск импортозамещающего вида строительных материалов — клееного оконного бруса. Новое производство мощностью 600 кубометров в месяц ориентировано на внутренний рынок и рынки стран Дальнего и Среднего Востока.

Калининградский производитель мебели для ванных комнат «Аквелла Инвест» с помощью займа Фонда развития промышленности на сумму 146,8 млн рублей модернизирует технологическое оборудование для наращивания выпуска тумб, шкафов и пеналов для ванных комнат (до 130 тыс. предметов мебели в год). Это, по планам компании, поможет ей занять до 10% внутреннего рынка в этом сегменте.

После ухода с рынка американских и немецких производителей лифтового, насосного и газового оборудования застройщикам срочно пришлось искать альтернативных поставщиков.

«Мы переключились на других поставщиков, в основном из Китая, — рассказал заместитель гендиректора по строительству петербургского холдинга Виталий Ершов. — Очень нравится работать с Белоруссией, у них самое честное импортозамещение: лифты, например, на 99% состоят из собственных комплектующих. Мы также смотрели Иран, но их фасадные материалы не подходят для эксплуатации в нашем климате. Турецкие лифты тоже не прижились в Петербурге, хотя застройщики южных регионов начали их использовать. Кроме того, известное производство лифтов в Северной столице перезапустилось под новой маркой».

«Российские производители тоже развиваются в этом направлении, — подчеркнула Ольга Шакова, руководитель тендерного отдела группы компаний-девелоперов. — По внешнему виду и техническому оснащению лифтов они уже приблизились к зарубежным аналогам. Но в части сроков и ценообразования им пока сложно конкурировать с иностранными коллегами. Если российские производители обещают поставить нам лифты за 60 дней, то турецкие — за 35».

При этом почти все эксперты сходятся во мнении, что российским производителям стройматериалов необходимо брать пример с аграриев и полностью закрывать потребности стройкомплекса в продукции собственного производства. А здесь должна сыграть свою роль наука.

«Нам нужна своя технологическая база, — считает научный руководитель НИИ строительных материалов и технологий Андрей Пустовгар. — У нас хорошая фундаментальная наука, но недостаточно развита прикладная. А это важно. Сейчас наблюдается некая эйфория по поводу импортозамещенных продуктов. Да, их много. Но если посмотреть, сколько в них импортных составляющих, то картина будет другая. К примеру, вся малотоннажная химия у нас не производится. А в полиуретанах, утеплителях, лакокрасочной продукции доля импорта доходит до 90%».


1euromedia Оперативно о событиях
Вакансии СЗФО
Вся власть РФ
Телеграм канал