Она — представитель третьего поколения династии, общий педагогический стаж которой насчитывает 565 лет. Мы расспросили Наталью Михайловну об истории династии и чем запомнилось участие в конкурсе.
У истоков большой семьи
— История нашей педагогической династии началась в 1920 году. Тогда в Пустошкинском районе Псковской области на свет появился мой дедушка — Иван Иванович Страшнов. Яркая и харизматичная личность, он был талантливейшим человеком, педагогом-новатором. Получил не один десяток свидетельств о рационализаторских предложениях.
Дедушка работал учителем химии и биологии в латвийской школе. У него был лучший кабинет биологии во всей республике. Но, к сожалению, его педагогический путь был коротким. В послевоенное время очень нужны оказались люди, которые смогут восстановить хозяйство и производство, и самых активных и перспективных работников школ назначали председателями колхозов. Это случилось и с моим дедушкой — спустя 8 лет работы педагогом он стал председателем колхоза, и на этом его педагогическая карьера завершилась.
Моя бабушка, Наталья Алексеевна Грибкова, родилась в том же хуторе возле озера Одрино Пустошкинского района. Она окончила Идрицкое педагогическое училище и работала учителем начальной школы, а затем заведующей сельской малокомплектной школой Новосокольнического района.
Выходцами Пустошкинского района Псковской области были еще три представителя моей династии по материнской линии: Полина Ивановна Страшнова, Анастасия Матвеевна Брыль и Григорий Федотович Грибков. Все они росли на озере Одрино в деревне Захарчино, все окончили Идрицкое педагогическое училище, что неудивительно, ведь в то время отсюда выпускались самые сильные педагоги, можно сказать, интеллектуальная элита.
Моя бабушка Полина Ивановна вышла замуж за Филиппа Ивановича Шерова, который на тот момент был директором латвийской школы, где она впоследствии проработала более 40 лет. Вместе с мужем они всю жизнь прожили в Латвийской ССР, где и похоронены. Со школой, где работали ее родители, связала свою жизнь и их дочь, которая более 40 лет преподавала здесь русский язык и литературу.
Полину Ивановну, родную сестру моего дедушки, все знали как хохотушку, задорную и веселую женщину. Возможно, поэтому, работая в начальной школе, она так легко находила общий язык с детьми. А еще бабушка очень любила играть в шахматы. В ее кабинете несколько парт постоянно отводились для шахматных досок, которые никогда не сворачивались. Ребята по очереди играли и всегда стремились обыграть саму Полину Ивановну, что случалось крайне редко. Зато благодаря такой практике именно ее ученики из года в год становились победителями городских и региональных шахматных турниров.
Другой представитель династии, Григорий Федотович Грибков, работал учителем начальных классов и физики и положил начало физико-математической линии нашей педагогической династии, которую подхватили потомки: именно физиков и математиков в нашей семье было больше всего — 11 человек. Григорий Федотович был на Великой Отечественной войне, участвовал в битве под Сталинградом, получил большое число наград и медалей. В Псковской области его хорошо знали — во многом потому, что ему всегда успешно удавалось совмещать педагогическую и общественную деятельность. С 1964 года и до выхода на пенсию работал председателем Печерского райисполкома.
Анастасия Матвеевна Брыль всю свою жизнь работала учителем истории и географии, немецкого языка, серьезно занималась краеведением и внесла серьезный вклад в его развитие на уровне Великолукского района. Обе дочери продолжили дело матери. Одна из них, Людмила Степановна, стала учителем географии, работала в школе развития Пскова, была блестящим педагогом и заслуженным учителем России. Вторая дочь, Светлана Степановна, пришла в профессию не сразу. Сначала получила медицинское образование и только потом — педагогическое. Для себя она избрала путь работы с малышами: руководила детскими садами, еще в совсем молодом возрасте став заведующей. Светлана Степановна была большим новатором и воплотила в жизнь немало экспериментальных идей, связанных с оздоровлением детей. Ее профилем была работа с ребятами со сложными диагнозами и особенностями развития, с которыми она занималась по системе Монтессори.
Отцовская линия нашей династии зародилась в Великолукском районе Псковской области. Мать моего отца, Ольга Павловна Пименова, родилась в 1920 году, а в 1938-м появилась на свет и ее родная сестра — Людмила Герасимовна. Обе девушки получили специальность учителя русского языка и литературы и посвятили всю свою жизнь воспитанию детей и молодежи. Двоюродная сестра моей бабушки, Валентина Матвеевна Пименова, 45 лет проработала учителем математики и физики.
В нашей династии по папиной линии есть и тренер, заслуженный работник физической культуры России Георгий Иванович Яковлев, для меня — дядя Жора. Под его руководством вставали на крыло такие известные спортсмены, как, например, Дмитрий Аленичев, который в 1997 году стал лучшим футболистом страны.
В 1969 году корни двух династий переплелись: в Великолукском педагогическом институте познакомились мои родители — Галина Ивановна Страшнова и Михаил Тимофеевич Любавин, сын Ольги Павловны Пименовой-Любавиной. Отец проработал в педагогике недолго. Окончив пединститут, он на этом не остановился: прошел обучение в Московском государственном университете. Сначала преподавал информатику и математику в школе, затем — на курсах в институте, а после перешел в программисты, устроившись работать на радиозавод, где нашел себя в информатизации.
А вот мама всю жизнь посвятила образованию. Талантливейший педагог, она работала в школе № 1, в гимназии г. Великие Луки и Доме пионеров, а также методистом управления образования, где курировала новаторскую работу, руководила олимпиадным движением, сама участвовала в экспериментах. Один из них, пришедшийся на 90-е годы, завершился особенно успешно. Он был связан с внедрением системы раздельного обучения мальчиков и девочек в классе, где мама была классным руководителем. Этот выпуск стал поистине блестящим и подтвердил ее теорию о том, что мальчиков и девочек, по крайней мере до определенного возраста, лучше обучать отдельно друг от друга, потому что типажи их мышления сильно различаются. Этого взгляда мама придерживается до сих пор.
У третьего поколения нашей династии есть два продолжателя: Светлана Осипова, племянница моей мамы, и я. Обе работаем в г. Великие Луки, обе преподаем математику. Сейчас Светлана работает также методистом, а я совмещаю преподавание с должностью директора. Мой профессиональный путь начался с непростого выбора. Я росла в семье, где мама была педагогом, а мне доводилось изо дня в день наблюдать за ее работой. Бабушка с дедушкой вдохновляли меня своей любовью и креативностью, новаторскими идеями. Это составило картинку моей юности и молодости и, конечно, заложило основу, ведь мы есть то, чем является наша семья.
В школе я была настоящей активисткой — руководила шефским сектором, являлась активной пионеркой и комсомолкой. Любила школу всем сердцем. Но в момент, когда пришло время выбирать профессию, поймала себя на мысли: хочу попробовать что-то еще, что должна найти собственный путь. Наверное, это был юношеский максимализм, который присущ всем без исключения.
Я поступила именно в университет, не в педагогический институт, и это было очень взвешенное решение. Тем самым оставила для себя возможность выбора, ведь, выпустившись оттуда, я могла работать математиком, информатиком или преподавателем. Решение было за мной. Мне хотелось не отпускать школу, но желание попробовать что-то еще было сильнее.
Два года после окончания университета я проработала на заводе, и это только утвердило меня в мысли, что этот путь — не мой. Я поняла, что мне нужно постоянное движение детства, что я человек эмоций, а не только компьютера и бумаги. Так я пришла в школу. Это был осознанный выбор, результат моего поиска, и я очень горжусь тем, что в моей жизни не случилось ситуации, когда этот выбор был единственно возможным.
Начинала с должности учителя математики — своего любимого предмета, от преподавания которого не отказалась даже сейчас, когда возглавила школу. Потом была завучем, а спустя несколько лет меня пригласили на должность директора в школу № 6 г. Великие Луки, где я работаю сегодня.
Мотивация к действию
— Опыт руководителя стал хорошим подспорьем для участия в конкурсе «Лучшая педагогическая династия». Я приняла решение представлять свою семью очень быстро, хотя сейчас понимаю, что шла к нему довольно долго.
На протяжении многих лет моя мама скрупулезно собирала материал о нашей династии: фотографии, архивные материалы. Конкурс стал для меня мотивацией, неким знаком собрать все это воедино и оформить подобающим образом. Я поняла, что если не сделаю этого сейчас, то не сделаю еще очень долго. Участие в конкурсе послужило неким мотором для моего ускорения по оформлению документов о династии.
О существовании «Лучшей педагогической династии» я узнала в августе, и завертелось: работала по ночам, посвящала целые сутки систематизации информации, о том, что есть такой день недели, как воскресенье, пришлось совсем забыть. Сначала готовила документы для того, чтобы попасть в финал: оцифровывала фотографии, собирала информацию, описывала ее, брала интервью. Благодаря этому встретилась с некоторыми родственниками, которых не видела довольно давно.
Моей главной помощницей была мама: мы с ней разделили работу на двоих. И вскоре пришла новость о том, что наша династия прошла в финал — одна из 20. Когда думаю об этом, меня берет гордость, ведь жюри рассмотрело заявки участников из 78 регионов, а отобрало всего несколько.
В Уфу я полетела одна. Наша династия довольна пожилая, а дорога дальняя, поэтому решили так. Но родные постоянно были со мной на связи. Каждый вечер мне обязательно нужно было сделать несколько звонков, которые никак нельзя было пропустить, ведь я знала: если кого-то забуду, то непременно обидятся. Особенно много звонков было в вечер, когда пришла новость о победе, и все они оказались наполнены такой теплотой и радостью!
О победе
— Я ехала не за победой, и она стала для меня приятным сюрпризом и хорошим опытом. В полуфинале мы представляли свою династию в формате видеовизитки, и в этом мне очень помог видеорепортер, который работает в нашей школьной медиастудии. Думаю, что здесь сыграли роль качество видеовизитки и то, что мы с мамой грамотно подготовили документы и все красиво оформили. На очном этапе — в финале — все было по-другому.
Участников ждало три испытания, и два из них не касались династии. Да, вот такой необычный в этом смысле конкурс. Первое — презентация о педагогической династии, второе — лекция и третье — «Разговор о важном». Мы прошли жеребьевку и в течение следующих суток должны были подготовить тему последнего испытания. Мне, представляете, достались цифровая гигиена и медиаграмотность, которые для 50+ не так просты, как кажется. Два последних испытания оценивались выше всего, а потому сначала я даже удивилась, что они не имеют никакого отношения к династии, хотя была настроена именно на это.
Сейчас понимаю, что это был очень умный ход: мы приехали представлять свои династии, а должны были показать свой профессионализм, быть «визитной карточкой» собственной семьи. То есть конкурс педагогических династий плавно перешел в конкурс учительского мастерства, и потому было вдвойне интересно пообщаться с членами жюри и получить от них обратную связь.
Судили нас невероятные профессионалы: директор школы, преподаватель университета, бывший министр просвещения Республики Башкортостан… Они, помимо прочего, поделились с нами своим опытом в ходе мастер-классов. Но отдельный момент — вопросы, которые задавали нам после каждого испытания, целую череду, которую, пожалуй, можно было бы сравнить с отдельным заданием. Скорее даже с экзаменом, потому что вопросы, несмотря на доброжелательность и мудрость членов жюри, порой были чуть-чуть жестковатыми, но всегда системными, четкими, последовательными и требующими вдумчиво-глубоких ответов. Мне понравилось работать с вопросами. Они внесли свой вклад в то, каким неформальным оказался конкурс «Лучшая педагогическая династия».
Таким его сделала и та добрая высокопрофессиональная обстановка, которая сопровождала нас на протяжении всех испытаний. Уважительное отношение к участникам, грамотная организация всего процесса, параллельно идущие мастер-классы… Благодаря всему этому мы полностью погрузились в атмосферу профессионализма и показали результат.
Будет ли продолжение?
— Сейчас конкурс позади, и победа в нем — это оценка того, что происходило на пути нашей семьи на протяжении 565 лет. Но хочется смотреть в будущее и верить, что наша педагогическая династия будет продолжаться. Правда, привлекать молодежь в профессию становится все труднее.
У меня есть сын, в котором я вижу свои корни, он потрясающе объясняет и раскладывает все по полочкам. Сейчас он студент, говорит, что ему нравится педагогика. Возможно, в будущем он станет работать учителем информатики, но, может быть, выберет другое направление. А мой племянник, сын брата, готовится к сдаче ЕГЭ для поступления в Великолукскую государственную академию физической культуры и спорта и получения профессии тренера. Есть моменты, которые, к сожалению, настораживают молодежь при выборе педагогической стези, но мы верим, что наша династия будет расти, развиваться и подарит стране еще многих талантливых педагогов.