Двадцать лет эпохи Путина  как новый профиль Северо-Запада

Двадцать лет эпохи Путина как новый профиль Северо-Запада

Два десятилетия работы Владимира Путина во главе Российского государства были неразрывно связаны с Северо-Западом страны, где начиналась его политическая карьера

Сегодня уже мало кто помнит, что в начале первого президентского срока Путина постоянно по поводу и без называли «питерским» — такое же определение долго держалось и за участниками его команды, перебравшимися в Москву из Северной столицы. С годами такая ассоциация становилась все менее заметна, но это, конечно же, никак не сказалось на постоянном внимании Владимира Путина к своей малой родине, а на деле и к Северо-Западному федеральному округу в целом. С самого начала своей работы в мэрии Санкт-Петербурга Путин рассматривал этот регион в качестве европейского фасада России, и за прошедшие 30 лет в СЗФО сделано многое для укрепления этого почетного статуса. 


Округ особой ответственности. Представление о пределах российского Северо-Запада само по себе сложилось именно в путинскую эпоху истории РФ. В советский период регионы нынешнего СЗФО входили в разные экономические районы: Ленинград, Ленинградская, Псковская и Новгородская области относились к Северо-Западному району, Калининградская — к Прибалтийскому, еще часть субъектов нынешнего СЗФО — к Северному. 

С этой точки зрения, границы СЗФО, определенные в рамках создания федеральных округов в мае 2000 года, сразу после избрания Владимира Путина президентом России, задавали совершенно новую территориальную конфигурацию Северо-Запада. Санкт-Петербург по-прежнему оставался главным и фактически безальтернативным центром этого макрорегиона, но многие другие его характеристики существенно изменились. В частности, Калининградская область после распада СССР стала субъектом-эксклавом, Псковская область обрела статус приграничного региона, а Ленинградская область и Санкт-Петербург оказались важнейшими сухопутными воротами России в страны Евросоюза. В общей сложности на долю вновь образованного СЗФО пришлось около 10% населения нашей страны.

Геополитическую значимость Северо-Запада для России Владимир Путин подчеркивал не раз. Одно из важнейших президентских совещаний последних лет по развитию транспортной инфраструктуры проводилось в Калининграде в августе 2017 года. Во вступительном слове президент напомнил, что Северо-Запад — один из ключевых логистических центров страны, где сосредоточено 40% всех портов России. Переориентирование российских грузопотоков на внутренние гавани страны было одним из важнейших пунктов внешнеэкономической политики Владимира Путина, и этот курс остается неизменным уже много лет. Уже в 2020 году планируется завершить строительство терминала «Пионерский» на Балтике, который будет принимать круизные и грузопассажирские суда, тем самым создавая дополнительные возможности для развития туристического кластера в Калининградской области, а развитие Мурманского транспортного узла воплотит планы по наполнению грузами Северного морского пути. Кроме того, в начале 2018 года для обеспечения более надежной связи Калининградской области с материковой Россией принято принципиальное решение об обнулении ставки НДС на все калининградские авиаперевозки, а летом этого года данная мера коснулась вообще всех авиаперевозок внутри страны в обход Москвы.

Об особом внимании Владимира Путина к СЗФО в первые годы существования округа свидетельствовали прежде всего фигуры президентских полпредов на Северо-Западе и их дальнейшие карьеры. Первый из них Виктор Черкесов (2000-2003), как и сам Владимир Путин, в советские годы работал в Ленинградском управлении КГБ СССР, а затем был первым заместителем Путина, когда тот возглавлял ФСБ России. Оставив пост полпреда, Черкесов в дальнейшем руководил Госнаркоконтролем и Рособоронпоставкой, в настоящее время он возглавляет постоянную комиссию по обороне и безопасности Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ.

Для следующего полпреда в СЗФО — Валентины Матвиенко (март — октябрь 2003 года) — этот пост стал трамплином для самой яркой политической карьеры, какую только совершали женщины-политики в современной России: сначала она восемь лет была губернатором Санкт-Петербурга, а с 2011 года бессменно возглавляет Совет Федерации. Третий полпред президента в СЗФО Илья Клебанов (2003-2011) заработал высокое доверие Владимира Путина, работая в правительстве под его руководством вице-премьером по развитию оборонно-промышленного комплекса. После сложения полномочий полпреда в СЗФО Клебанов стал председателем совета директоров крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот». Николай Винниченко, работавший полпредом в СЗФО в 2011-2013 годах, в настоящее время является заместителем генерального прокурора РФ. Сменивший его Владимир Булавин спустя три года был назначен руководителем Федеральной таможенной службы, его преемник Николай Цуканов (2016-2017) ныне занимает пост полпреда президента в Уральском федеральном округе, а пришедший ему на смену Александр Беглов в сентябре этого года был избран губернатором Санкт-Петербурга. 


Взгляд с «земли». В период 2008-2012 годов, когда Владимир Путин был главой Правительства РФ, он мог взглянуть на Северо-Запад с иной точки зрения, нежели геополитика. Повод для этого представил мировой финансово-экономический кризис 2008 года, серьезно ударивший по многим промышленным предприятиям России. Одним из нарицательных символов того времени стало название небольшого городка Пикалево в Ленинградской области, где проблемы нескольких крупных заводов грозили вылиться в большой социальный конфликт. После того как два градообразующих предприятия остановились, а жители города стали перекрывать федеральную трассу, Путин незамедлительно отправился на место и продемонстрировал навыки «ручного управления» ситуациями, в которых есть как минимум две правды. 

События в Пикалево стали в целом решающим поводом для того, чтобы государство обратило внимание на хронически запущенные проблемы моногородов, благополучие жителей которых зависело порой от состояния единственного завода. Для Северо-Запада эта тема давно была исключительно актуальной, учитывая то, что значительная часть территории этого макрорегиона находится в зоне неблагоприятного и даже экстремального климата. Например, на 2015 год, по данным Росстата, в Архангельской области четверть населения проживала в семи моногородах, два из которых относились к «красной» зоне по социально-экономическим показателям. В Республике Карелия на тот момент насчитывалось 11 моногородов (включая 6 в «красной» зоне), на их долю приходилось почти 23% населения региона. А наиболее высокая доля жителей в этом типе городов — почти 31% — приходилась на Вологодскую область, причем три из четырех моногородов относились к «красной» зоне.

Внимание Владимира Путина к проблемам моногородов не ослабело и после того, как он вернулся на пост президента России. Масштаб этих проблем, подчеркнул он на совещании в Петрозаводске в апреле 2014 года, не региональный — он общероссийский: всего в стране более 300 поселений такого типа, в них проживает свыше 15 млн человек, чей уровень жизни, по сути, зависит от одного-двух градообразующих предприятий. Однако, напомнил президент, в рамках антикризисных мер государство поддержало моногорода, которые оказались в самом тяжелом положении, выделило средства на развитие их инфраструктуры, создание новых производств, на поддержку занятости, в том числе в малом и среднем бизнесе. В общей сложности на эту программу с 2010-го по 2017 год было потрачено 116 млрд рублей.

«Наша задача — диверсифицировать экономику моногородов, сделать ее более устойчивой, создать условия для привлечения инвестиций, для развития бизнеса и появления новых рабочих мест», — отметил Владимир Путин в Петрозаводске пять лет назад. С тех пор в этой сфере многое изменилось, особенно после того, как в декабре 2016 года правительство утвердило новую госпрограмму «Комплексное развитие моногородов». В рамках этого документа для всех моногородов были разработаны программы по диверсификации экономики и улучшению городской среды, а в особо неблагополучных моногородах создали зоны со льготными налоговыми условиями. Более 200 моногородов получили муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса. 

В июне этого года программа была модернизирована: теперь она рассчитана на 6 лет, до 2024 года, и потребует 57,3 млрд бюджетных рублей. К 2024 году планируется увеличить почти вдвое количество рабочих мест в моногородах — до 55,9 тыс. (в 2019-м их насчитывалось 28,2 тыс.). Основные изменения касаются налоговых льгот для предпринимателей, намеренных создавать новые предприятия с вакансиями для местных жителей; кроме того, инфраструктуру для новых предприятий оплатит Фонд развития моногородов, который сможет выделить деньги на 95% стоимости каждого объекта. За шесть лет действия госпрограммы планируется привлечь 143,8 млрд рублей инвестиций.

Флагманы новой
индустриализации.
Курс ускоренного развития промышленности, провозглашенный в программных статьях и выступлениях Владимира Путина 2011-2012 годов, конечно же, не обошел стороной регионы Северо-Запада. Ряд визитов главы государства в СЗФО в течение последних лет был напрямую связан именно с этим аспектом экономического развития округа. 

Летом 2016 года на базе комбината компании «Акрон» в Великом Новгороде —
одного из крупнейших российских производителей минеральных удобрений — состоялся запуск нового проекта «Аммиак-4», реализованного в рамках планов по наращиванию производства редкоземельных металлов (промышленные мощности в этом сегменте не появлялись в нашей стране более четверти века). Строительство нового агрегата было реализовано за два года, его годовая мощность составляет 700 тыс. тонн аммиака (более 2 тыс. тонн в сутки). Установка значительно эффективнее действующих по потреблению газа и энергии, что позволяет существенно снижать себестоимость продукции.

Владимир Путин лично присутствовал на открытии нового производства «Акрона» в Новгороде, а после там же провел совещание с первыми лицами компаний, системообразующих для редкоземельной отрасли России. «В сегодняшних условиях на рынке открываются дополнительные возможности, появляются новые области применения редкоземельных металлов, в российской экономике запускаются процессы импортозамещения. Важно учитывать, конечно, и эти тенденции, оценивать перспективы отрасли на горизонте в 5-10 и более лет, отталкиваясь от этого, формировать инвестиционные программы. Нужно определить приоритетные сегменты для бизнеса в сфере редкоземельных металлов, где российские предприятия могут быть в полной мере конкурентоспособными и успешными», — подчеркнул на этой встрече президент. Специальная подпрограмма «Стратегия производства редких и редкоземельных металлов до 2035 года» в рамках госпрограммы развития промышленности предполагает, что к 2035 году наша страна может занять до 10-15% на мировом рынке этих элементов, снизив импорт с текущих 80-85% до 40%. 

Знаковым событием для промышленности СЗФО стало и открытие в марте прошлого года с участием Владимира Путина Маяковской и Талаховской теплоэлектростанций в восточной части Калининградской области. Эти две ТЭС были построены в рекордно короткие сроки для покрытия пиковых нагрузок и повышения надежности энергоснабжения региона-эксклава в преддверии проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Всего запланирован запуск четырех ТЭЦ мощностью 1 ГВт. 

«После запуска оставшихся двух произойдет удвоение мощности по генерации электроэнергии в Калининградской области. Это не только позволит надежно обеспечить, причем на перспективу, энергоснабжение всей области, но и создаст определенные резервы на случай непредвиденных обстоятельств, связанных с какими-то технологическими сложностями», — сказал Путин на церемонии открытия объектов. Вслед за Маяковской и Талаховской ТЭС ввели в эксплуатацию Прегольскую ТЭС, а пуск угольной Приморской ТЭС в Светловском округе мощностью 195 МВт планируется в 2020 году. «С вводом Прегольской ТЭС регион получил большой запас мощности и реальные возможности для экономического развития. Новые газовые электростанции значительно повысили надежность и маневренность калининградской энергосистемы. Полную энергонезависимость область обретет после завершения строительства резервной Приморской ТЭС», — отметил на церемонии запуска станции председатель правления «Интер РАО ЕЭС» Борис Ковальчук.


Совместить приятное
с полезным.
Оценивая итоги 20 лет путинской эпохи для Северо-Запада страны, нельзя обойти вниманием и такое крупнейшее международное событие, как Санкт-Петербургский экономический форум (ПМЭФ), регулярно проходящий в Северной столице с 1997 года. После того как в 2005 году в форуме впервые принял участие Владимир Путин, он по праву считается главным экономическим мероприятием года с участием российского президента.

Именно ПМЭФ и происходящее на нем в значительной мере определяют то представление о нашей стране, которое формируется у зарубежных инвесторов. И несмотря на антироссийские санкции последних лет, ПМЭФ остается важнейшей площадкой для коммуникации российского бизнеса с западными партнерами, а равно и с восточными. В 2014-2016 годах количество участников форума увеличилось с 12 до 17 тыс. (143 страны мира), значительно повысилась насыщенность деловой программы, в которой значится свыше 150 мероприятий, более тысячи спикеров и модераторов, а также возрос интерес к событию СМИ. Но главное — это объем подписанных на ПМЭФ инвестиционных соглашений и меморандумов. В 2018 году их общая сумма, причем не включающая конфиденциальные договоренности, составила 2,625 трлн рублей, а количество соглашений приблизилось к отметке 600.

Для Владимира Путина площадка ПМЭФ неизменно остается прекрасной возможностью напомнить о том, каких принципов под его руководством придерживается Россия в глобальной политике и экономике и как видит свое место в мире. «Для нас это разговор не абстрактный, не на отвлеченную тему. Развитие России, просто в силу ее масштаба, истории, культуры, человеческого потенциала и экономических возможностей, не может строиться вне глобального контекста, без соотнесения внутренней, национальной и мировой повестки… Сегодня в России мы приступили к реализации действительно стратегических долгосрочных программ, многие из которых, без преувеличения, носят глобальный характер. Скорость и масштаб происходящих изменений в мире не имеют аналогов в истории, и в наступающей эпохе нам важно слышать друг друга, объединять усилия для решения общих задач», — подчеркнул российский президент в выступлении на ПМЭФ-2019.

Состоявшийся как событие мирового масштаба ПМЭФ не может оставаться единственным мероприятием такого уровня, проходящим в СЗФО. В последние годы все более заметной становится роль Международного арктического форума «Арктика — территория диалога», который в апреле состоялся уже в пятый раз. «Уже в этом году мы намерены подготовить и принять новую Стратегию развития российской Арктики до 2035 года. Она должна объединить мероприятия наших национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского», — сказал Владимир Путин на открытии мероприятия. 

В обсуждении арктической повестки, проходившем в Санкт-Петербурге, приняли участие главы Финляндии и Исландии, премьер-министры Норвегии и Швеции, представители 12 иностранных компаний, а также главы 15 субъектов России. За время форума были подписаны деловые соглашения почти на 70 млрд рублей. Наиболее значимыми среди них стали соглашение АО «Сахатранснефтегаз» и ООО «РНГ Газ» о совместной реализации проекта геологического изучения и освоения Улугурского участка недр, соглашение Архангельской области с Ненецким автономным округом о сотрудничестве в области региональных и межрегиональных воздушных перевозок и соглашение Ненецкого автономного округа с ГК «Росатом» о сотрудничестве по реализации проекта по использованию порта Индига в качестве порта-хаба для перегрузки международных транзитных грузов с фидерных линий на арктический флот для дальнейшей транспортировки по маршруту Европа — Азия — Европа.

«Наша цель — существенно нарастить здесь объем грузоперевозок. Только по Севморпути — до 80 млн тонн уже к 2025 году. По итогам прошлого года объем перевозок по Севморпути уже достиг 20 млн тонн. И это втрое — я хочу это подчеркнуть — втрое выше советского рекорда, поставленного в 1987 году. Тогда Советский Союз провел по этому пути 6,5 млн тонн. А сейчас — 20. Продолжим обновлять наш ледокольный флот и наращивать выпуск судов ледового класса», — задал дальнейшую повестку арктических форумов Владимир Путин. ||


1euromedia Оперативно о событиях
Вакансии СЗФО
Вся власть РФ
Телеграм канал